Приложение_4

Приложение № 4
к образовательной программе дошкольного образования
Особенности адаптации
детей раннего и дошкольного возраста к условиям дошкольной Организации
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое
и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых
людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш
может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и
защиты. Очень важно, чтобы этот период был органичным и не травмирующим для
ребенка.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для
него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом,
приводящим к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных
изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). С приходом в
детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни.
Поэтому процесс по адаптации детей раннего и дошкольного возраста к условиям
детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического
развития детей. В данном процессе задействованы педагог-психолог, воспитатели групп,
родители. Но самое при это том, является оказание помощи детям в прохождении
довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям
жизнедеятельности.
Цель адаптации:
Помочь детям адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи адаптации:

Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду.

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации
детей.

Снижение тревоги и агрессии.

Установить доверительный контакт с родителями.
Вся работа по адаптации проводится в три этапа по следующим направлениям:
1.
На первом этапе для исследования результативности адаптации
используется
первичная диагностика.
Применяются следующие формы работы:

анкетирование родителей (сбор информации о семье);

характеристика родителями особенностей поведения и состояния своих детей в
семье;

ведение воспитателями адаптационной карты наблюдения за ребенком.
Кроме того, на данном этапе для дальнейшей работы с детьми, подбирается методическая,
художественной литература, иллюстрационный материал, дидактические игры.
Разрабатываться конспекты адаптационных занятий, совместных мероприятий с
родителями и консультаций для родителей.
Пополняется предметно-развивающая среда групп.
Разрабатывается информационный материал для родительского уголка
Разрабатываются анкеты для родителей.
Составляется перспективный план мероприятий.
В дальнейшем данные анкетирования позволяют построить профилактическую и
консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто
проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка,
но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую работу специалистов с детьми и
родителями, направленную на их успешную адаптацию к условиям образовательного
учреждения.

3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании
периода адаптации и повторное анкетирование родителей.
При проведении мероприятий учитывается специфика работы с детьми дошкольного
возраста, т.к. ребенок дошкольного возраста не способен самостоятельно заявить о своих
проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии,
капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со
стороны психолога, воспитателя по выявлению проблем у детей в период адаптации.
По окончании третьего этапа работы проводится заключительная диагностика степени
адаптации детей, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной
диагностик.
Механизмы адаптации
Период
Содержание
Ответственный
I этап
сентябрь Экскурсия родителей по ДОУ,
воспитатели
анкетирование родителей,
родительское собрание
Заключение договора с родителями,
заведующий
утверждение режима посещения занятий.
ДОУ.
Консультации:
воспитатели

«Ребёнок идёт в детский сад»

«Адаптационный период»
Анкета для родителей
II этап
октябрь
Рекомендации для родителей
воспитатели
в период адаптации ребенка к д/с
Памятка для родителей
воспитатели
«В первые дни пребывания
в детском саду».
Тренинг для родителей
педагог-психолог
«Детский мир глазами взрослого»
Встреча - знакомство детей
воспитатели
с воспитателями групп
младшего дошкольного
возраста на прогулочной площадке
ноябрь
Консультация
воспитатели,
«Растим малыша здоровым»
медсестра
Консультация
воспитатели,
«В царстве упрямства и капризов.
педагог-психолог,
Кризис трех, семи лет.
медсестра,
Посещение семей воспитателями групп
воспитатели групп
III этап
декабрь
Мастер-класс для родителей по
воспитатели
изготовлению новогодней игрушки
Ожидаемый результат:
 Благоприятный адаптационный период детей пришедших в детский сад.
 Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение
родителей детей раннего и дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих
детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
 Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания,
обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
 Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями
воспитанников.
 Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в
ДОУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 08.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (39139) 28-6-30

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».