Приложение № 4 к образовательной программе дошкольного образования Особенности адаптации детей раннего и дошкольного возраста к условиям дошкольной Организации Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был органичным и не травмирующим для ребенка. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Поэтому процесс по адаптации детей раннего и дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей. В данном процессе задействованы педагог-психолог, воспитатели групп, родители. Но самое при это том, является оказание помощи детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Цель адаптации: Помочь детям адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения. Задачи адаптации: Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Снижение тревоги и агрессии. Установить доверительный контакт с родителями. Вся работа по адаптации проводится в три этапа по следующим направлениям: 1. На первом этапе для исследования результативности адаптации используется первичная диагностика. Применяются следующие формы работы: анкетирование родителей (сбор информации о семье); характеристика родителями особенностей поведения и состояния своих детей в семье; ведение воспитателями адаптационной карты наблюдения за ребенком. Кроме того, на данном этапе для дальнейшей работы с детьми, подбирается методическая, художественной литература, иллюстрационный материал, дидактические игры. Разрабатываться конспекты адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей. Пополняется предметно-развивающая среда групп. Разрабатывается информационный материал для родительского уголка Разрабатываются анкеты для родителей. Составляется перспективный план мероприятий. В дальнейшем данные анкетирования позволяют построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период. 2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую работу специалистов с детьми и родителями, направленную на их успешную адаптацию к условиям образовательного учреждения. 3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей. При проведении мероприятий учитывается специфика работы с детьми дошкольного возраста, т.к. ребенок дошкольного возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны психолога, воспитателя по выявлению проблем у детей в период адаптации. По окончании третьего этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик. Механизмы адаптации Период Содержание Ответственный I этап сентябрь Экскурсия родителей по ДОУ, воспитатели анкетирование родителей, родительское собрание Заключение договора с родителями, заведующий утверждение режима посещения занятий. ДОУ. Консультации: воспитатели «Ребёнок идёт в детский сад» «Адаптационный период» Анкета для родителей II этап октябрь Рекомендации для родителей воспитатели в период адаптации ребенка к д/с Памятка для родителей воспитатели «В первые дни пребывания в детском саду». Тренинг для родителей педагог-психолог «Детский мир глазами взрослого» Встреча - знакомство детей воспитатели с воспитателями групп младшего дошкольного возраста на прогулочной площадке ноябрь Консультация воспитатели, «Растим малыша здоровым» медсестра Консультация воспитатели, «В царстве упрямства и капризов. педагог-психолог, Кризис трех, семи лет. медсестра, Посещение семей воспитателями групп воспитатели групп III этап декабрь Мастер-класс для родителей по воспитатели изготовлению новогодней игрушки Ожидаемый результат: Благоприятный адаптационный период детей пришедших в детский сад. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего и дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.