Приложение_3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЗАНЦЕВСКИ ДЕТСКИЙ САД (КАЗАНЦЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД)
_________________________________________________________________________________

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете детского сада
протокол № _1_
от «31» августа 2023 года

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий Казанцевским
детским садом
___________ З.И. Казанцева
Приказ №_42-од_
«31» августа 2023 года

СОГЛАСОВАНО:
Родительским советом
протокол № _1_
«31» августа 2023 года

Рабочая программа
коррекционно-развивающей работы
с воспитанником
из семьи в социально опасном положении

с. Казанцево, 2023г

Раздел программы

Содержание

1

Нормативно-правовая Письмо Минобрнауки России от 01.12.2015 № ВК 2969/07 «О
документация
направлении методических рекомендаций»
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»
Закон РФ «Об образовании» 29.12.2012 № 273-ФЗ
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159 ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
Гражданский кодекс РФ
Семейный кодекс РФ

2

Взаимодействие с
государственными и
общественными
структурами

Специалисты в сфере опеки и попечительства
Комиссия по делам несовершеннолетних
Органы внутренних дел
Управление образованием
Специалисты детской поликлиники

3

Направления КРР

Диагностическая деятельность
Организационная деятельность
Консультационно-просветительская деятельность
Коррекционно-профилактическая деятельность

4

Цель и задачи КРР

Цель: помочь сформировать комплексную систему социальнопсихолого-педагогической поддержки семьи.
Задачи КРР:выявить семьи, которые нуждаются в
профилактическом внимании на ранней стадии кризиса;
контролировать и поставить на учет ППк, семьи группы риска по
запросу педагогов, на основе заключения ПМПК; побуждать
родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию
ребенка в семье; оптимизировать детско-родительские отношения;
повысить правовую и психолого-педагогическую культуру
родителей; оказывать консультативно-методическую помощь
родителям в вопросах воспитания и развития ребенка;
разрабатывать методические рекомендации для родителей;
пропагандировать семейные ценности, семейное воспитание и
здоровый образ жизни

5

Алгоритм выявления
и сопровождения
семей в социально
опасном положении

1-й этап:выявляем семьи группы риска. Неблагополучие
семей определяем по факторам социального риска. Ежегодно в
начале учебного года проводим мониторинг семей, по
результатам которого составляем социальный паспорт детского
сада и создаем банк данных детей на внутрисадовском учете. По
результатам мониторинга прогнозируем стратегию
взаимодействия с семьями.
2-й этап:устанавливаем контакт с семьей. Приглашаем
родителей или законных представителей к специалистам.
3-й этап:изучаем семьи. Проводим социально-педагогическую и
психологическую диагностику семьи. Анализируем микроклимат в

Раздел программы

Содержание
семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей,
жилищно-бытовые условия, стиль воспитания, положение ребенка
в семье. По результатам определяем тип семьи и причины
семейного неблагополучия.
4-й этап: собираем документы. С помощью специалистов
детского сада и родителей собираем документы на семью.
5-й этап: разрабатываем план индивидуального психологопедагогического сопровождения семьи. В плане прописываем
содержание необходимой помощи и поддержки со стороны
детского сада. Выбираем формы и методы работы с семьей.
6-й этап: реализуем индивидуальный план психологопедагогического сопровождения семьи.Психологопедагогическое сопровождение семей группы риска предполагает
комплексную работу со всеми участниками педагогического
процесса.
Воспитатель наблюдает за детьми и оказывает им необходимую
помощь в развитии и социализации. Приглашает родителей на
индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей,
проводит индивидуальные и групповые консультации по
ознакомлению с правовыми документами в области образования и
воспитания детей, личностного и психического развития.
Педагог-психолог знакомит родителей с представлением о
возрастной психологии, о значимости периода дошкольного
детства, ранимости детской психики, возможных последствиях
жестокого и грубого обращения с ребенком, проводит круглые
столы по вопросам эффективного воспитания. Родителей
приглашают на тренинги по коррекции детско-родительских
отношений, практикумы по обучению навыкам конструктивного
взаимодействия в семье и рефлексивного поведения. Формы
работы педагога-психолога с детьми: наблюдение, беседа,
диагностика эмоционально-волевой, интеллектуальной и
личностной сфер, коррекционно-развивающая работа, мониторинг
психологического состояния.
Учитель-логопед производит диагностику развития речевой
сферы и коррекцию речевых нарушений у воспитанников.
Проводит консультации, открытые занятия и семинарыпрактикумы по своему направлению.
Музыкальный руководитель проводит занятия, которые
способствуют развитию и сплочению детей в группе. Использует
народные и подвижные игры, хороводные игры с пением, телесно
ориентированные игры.
Инструктор по физической культуре проводит: диагностику
физического развития воспитанников; занятия по развитию
психофизических процессов: скорости, выносливости, ловкости;
закаливание, самомассаж.
7-й этап: анализ работы. Проводим наблюдение за семьей,
динамикой развития детско-родительских отношений; оказываем
психолого-педагогическую помощь семье.

Раздел программы

Содержание
8-й этап: снимаем с учета. Если положение в семье улучшается
или ребенок выбывает из детского сада – снимаем с учета

6

Анкеты, тесты,
опросники для
работы с семьями
СОП

Диагностические методики для родителей или законных
представителей
Анкета «Воспитание в семье»
Анкета «Хорошие ли вы родители?»
Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение,
авторитетность) А.Н. Волкова (в модификации В.И. Слепковой)
Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдамиллер,
В. Юстицкис
Тест «Уровень субъективного контроля» (умение брать на себя
ответственность) Дж. Роттер
Тест «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова (в
модификации И.И. Махониной)
Диагностические методики для детей:
Методика «Дом – Дерево – Человек» (исследование личности) Дж.
Бук
Методика «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич.
Методика «Межличностные отношения ребенка» Р. Жиля
Методика «Рисунок семьи»
Проективный цветовой тест Люшера
Методика «Паровозик» С.В. Велиева
Методика «Цветик-восьмицветик» А.О. Прохорова, С.В. Велиева

7

Примерный комплекс №
мер по психологопедагогическому
сопровождению
воспитанников:
планы, программы
1

Название
Задачи
программы.
субъекты
сопровождени
я

Методы коррекции

Индивидуальн
ые
коррекционны
е занятия
Цель
программы:
тренировка
психических
процессов в
игровой
форме.
Стартовые
условия:
ребенок 5–7
лет, с низкой
зрелостью
произвольност
и психических

Игры с правилами:
дидактические, настольнопечатные, подвижные,
развивающие, сюжетноролевые, драматизации
Пальчиковые игры
Сенсорные игры
Графические игры
Упражнения на
нейтрализацию
эмоциональной
тревожности
Музыкально-ритмические
движения

Развивать
компоненты
произвольного
внимания:
сосредоточенн
ость,
переключаемо
сть, объем,
устойчивость.
Развивать
произвольную
зрительную и
слуховую
память.
Развивать
компоненты
логического
мышления,

Раздел программы

Содержание
познавательны умения
х процессов.
анализировать,
Ответственный делать выводы
: педагогпсихолог
2

Программа
групповых
игровых
тренингов
«Давайте
жить
дружно»
Цель:
способствовать
психическому
и личностному
росту ребенка.
Стартовые
условия: дети
4–6 лет с
высоким
уровнем
тревожности.

Сформировать
чувство
принадлежност
и к группе,
помочь
ребенку
почувствовать
себя более
защищенным.
Развивать
навыки
социального
поведения.
Формировать
позитивное
отношение к
своему «Я».

Мимическая гимнастика
Упражнения на мышечную
релаксацию
Дыхательная гимнастика
Элементы сказкотерапии
Игры коммуникации
Рисование
Игры с песком, рисование
песком

Ответственный Способствоват Кляксография
: педагог–
ь повышению Лепка
психолог
уверенности в Работа в паре, тройке
себе и
Музыкально-ритмические
развитию
упражнения
самостоятельн
ости
3

Логопедическа
я КРР
Цель:
коррекция
общего
недоразвития
речи детей
старшего
дошкольного
возраста».
Стартовые
условия: дети
5–7 лет с
проблемами
в речи.
Ответственный

Развитие
просодической
стороны речи,
правильного
звукопроизно
шения.
Развитие
фонематически
х процессов,
лексикограмматически
х средств
языка

Артикуляционные
гимнастики
Игры на развитие
направленной воздушной
струи
Пальчиковые гимнастики
Компьютерная игра «Игры
для Тигры»
Логопедический массаж
пальцев и кистей рук с
помощью нестандартного
оборудования

Раздел программы

Содержание
: учительлогопед

8

Комплекс мер по
психологопедагогическому
сопровождению
родителей или
законных
представителей

Социальные акции
Индивидуальные и групповые консультации, занятия с элементами
тренинга
Анкетирование
Участие родителей в конкурсах, выставках, субботниках, праздниках
Семинары-практикумы
Лектории
Клуб
Памятки, буклеты
Маршруты выходного дня

9

Методическое
сопровождение

Алябьева Е.А. Коррекционно развивающие занятия для детей
старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2010
Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». –
М.: «Генезис», 2009
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль:
Академия развития, 2000
Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5–7 лет, 2-е изд. –
Ярославль: Академия развития, 2001
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь,
хвас­таюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей
дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2000
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. –
М.: Владос, 2001
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные
игры. – М.: Детство Пресс, 2007
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему
Я. – Москва, «Генезис», 2004
Семенака Н.И. Уроки добра. – Москва, «АРКТИ», 2002
Чистякова М.И. Психогимнастика. – Москва, «Просвещение», 1990
Методическое пособие для психолога по социальнопсихологическому сопровождению семей, находящихся в
социально опасном положении (СОП)
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития
и коррекции внимания у детей 5–7 лет
Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция
эмоционального мира дошкольников 4–6 лет: Пособие для
практических работников детских садов / Автор-составитель И.А.
Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 08.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (39139) 28-6-30

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».