Введение, организационно-правовое обеспечение деятельности МБДОУ Казанцевский детский сад Настоящий отчет подготовлен по результатам проведения самообследования, согласно требованиям федерального законодательства, которое обязывает образовательные организации ежегодно осуществлять процедуру самообследования и размещать соответствующий отчет на сайте организации (статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями). Самообследование проводилось в соответствии с требованиями: - Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» - Приказа № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения был определен согласно приказа заведующей ДОУ от 26.05.2016г № 25/од «О порядке, сроках проведения самообследования и составе комиссии» - Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Цель самообследования: - обеспечение доступности и открытости информации о деятельности детского сада. Сроки проведения самообследования - с 01.03.2021 г по 31.03.2021г. Форма проведения самообследования – отчет, включающий аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности детского сада. Составители: заведующий Казанцева З.И., ст. воспитатель Уланова Е.В. 2 Часть I Раздел 1. Оценка образовательной деятельности 1.1. Общая характеристика образовательной организации Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Казанцевский детский сад (Далее – ДОУ) Сокращенное наименование: Казанцевский детский сад Место нахождения (юридический и фактический адрес), место хранения документов: 662721 Красноярский край, Шушенский район, с. Казанцево, ул. Первомайская, 18а. телефон: 8(39139) 28 6 30 Информационный сайт: kazan.dsedu.ru Электронный адрес: kazantsevskiy@mail.ru Тип: дошкольное образовательное учреждение Вид: детский сад Детский сад оборудован специальной автоматической системой пожарной сигнализации; В рабочие дни с 19.00ч. до 07.00 ч. и в выходные дни работает сторожевая охрана. 1. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения. 1.1. Наличие свидетельств: а) О внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, зарегистрированном до июля 2002 года: ОГРН №1022401129520 от064.09.2002. Серия24 № 001794109; б) О постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту, нахождения на территории Российской Федерации: Серия24№ 005913392 ИНН 2442009187, КПП 244201001; 1.2. Устав новая редакция – 2015 г., утвержден Постановлением администрации Шушенского района от 30.11.2011 года №1328, Принят общим собранием МБДОУ Казанцевский детский сад от 10.10.2011, протокол № 3; Изменения к Уставу (Постановление от 15.12.2016г №816). 1.3. Наличие локальных актов образовательного учреждения в части содержания образования, организации образовательного процесса: Положение о Педагогическом Совете; Положение о родительском комитете; Положение об Общем собрании коллектива; Положение о порядке комплектования групп в ДОУ; Положение о комплектовании групп в ДОУ; Положение о порядке урегулирования споров между участниками образовательного процесса; Положение об аттестации работников на соответствие должности; Положение о психологической службе в ДОУ; Годовые планы и т.д. 1.4. Лицензия на право ведения образовательной деятельности – Служба по контролю в области образования Красноярского края, Серия РО №041477, регистрационный № 6706-л от 01.03.2012, Приложение №1 к лицензии № 041477 Перечень образовательных программ: • Дошкольное образование в группах общеразвивающей направленности–6 лет; 1.5.Свидетельство о государственной аккредитации АА № 030826 от 25.12.2002г. 2. Право владения, использования материально-технической базы. 2.1. Оперативное управление. 3 Свидетельства органа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю. 1. Свидетельства о государственной регистрации права на здания: 24 ЕИ 884442 от 17 марта 2011 года; 24 ЕИ 884441 от 17 марта 2011 года; 2. Регистрационное Свидетельство на право собственности на землю 24ЕК 035211 от 27.04.2011года – бессрочно. 2.2. Площадь –7309+\-60 кв.м. Назначение – для организации образовательной деятельности. Соответствует требованиям Санитарных правил и государственным стандартам. 2.3. Наличие заключений санитарно-эпидемиологической службы и государственной противопожарной службы на имеющиеся в распоряжении образовательного учреждения площади – имеются. Санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам №2156085 от 27.12.2011года бессрочно. Главное управление МЧС России по Красноярскому краю отдел надзорной деятельности по Шушенскому району: Заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности серия 042069 №1 от11.012012года (соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности). Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Шушенский район. Адрес: 662713, Красноярский край, пгт. Шушенское, ул. Ленина, д. 6, E-mail: rsdshush@krasmail.ru. Полномочия Учредителя и полномочия собственника от имени муниципального образования Шушенский район осуществляет администрация Шушенского района. Адрес: 662713, Красноярский край, пгт. Шушенское, ул. Ленина, д. 6. Органом, осуществляющим координацию деятельности Учреждения, является Управление образования администрации Шушенского района. Адрес: 662710, Красноярский край, пгт. Шушенское, 2 микрорайон, д.1а E-mail: shuo@krao.ru Основная цель деятельности ДОУ: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основной образовательной программе дошкольного образования. Заведующий МБДОУ Казанцевский детский сад Казанцева Зоя Ивановна, тел: 8(39139)28-630. Приемные дни: вторник с 13.00. до 15.00. четверг с 10.00. до 12.00. Администрация МБДОУ Казанцевский детский сад: Старшие воспитатель: Уланова Евгения Владимировна Заведующий хозяйством: Венда Анастасия Валерьевна. Формы самоуправления: • Педагогический совет. Управление ДОУ осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом. Структура образовательного учреждения и система его управления: ДОУ укомплектован административными штатами полностью: заведующий, ст. воспитатель, завхоз. Организатором и координатором деятельности административного штата является 4 заведующий. Координации деятельности аппарата управления образовательного учреждения дошкольным образовательным учреждением регламентируется нормативно-правовыми и локальными документами: • Федеральным законом «Об образовании»; • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребѐнка Российской Федерации»; • Конвенцией ООН о правах ребѐнка; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ; • Уставом ДОУ; • Основной общеобразовательной программой ДОУ; • Годовым планом; • Договорами между ДОУ и родителями; • Договором между ДОУ и Учредителем; • Трудовыми договорами между работодателем (ДОУ) и работниками; • Правилами внутреннего трудового распорядка; • Положением об общем собрании коллектива; • Положением о педагогическом совете; • Другими документами. Условия приема воспитанников в ДОУ Прием в ДОУ осуществляется в соответствии с Положением о порядке приѐма детей в дошкольное образовательное учреждение. Отношения между родителями воспитанников и законными представителями строятся на договорной основе. Язык обучения и воспитания детей: русский Контингент воспитанников ДОУ Общее количество групп – 6 общеразвивающей направленности. Общее количество воспитанников в настоящее время –118 (в среднем) человек, в том числе - ясельная группа (от 1 года до 2 лет) – 8 детей; - первая младшая группа (от 2 до 3 лет) - 14детей; - вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) - 19 детей; - средняя группа (от 4 до 5 лет) – 25 детей; - старшая группа (от 5 до 6 лет) - 26 детей; - подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) – 26 детей; Из-за уменьшения количества детей младшего возраста на территории села с 1 сентября 2021г появилась необходимость в объединении групп ясельного возраста и первой младшей группы в одну группу раннего возраста. Соответственно это повлекло сокращение штата работников. Поэтому с 1 сентября 2021г в ДОУ работают 5 групп общеразвивающей направленности. 2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 2.1 Образовательные программы и технологии, реализуемые в МБДОУ Казанцевский детский сад: Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ Казанцевский детский сад (утверждена приказом заведующего №6\3 от 27.02.2015), разработана на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.А. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва, 2015 г; парциальных программ «Юный эколог» С.Николаевой, «Безопасность» Н.Н.Авдеевой и др., «Радость творчества» О.А. Соломенниковой, «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой. Реализация содержания всех образовательных областей ООП ДОУ основывается на следующих принципах: 5 Ориентировка на потенциальные возможности ребенка. Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные свойства, взаимосвязи. Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой – существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей. Создание проблемной ситуации, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанной с отсутствие у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельно поиска. Наглядное моделирование, демонстрирующие детям некоторые скрытые зависимости и отношения. Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами. Продуктивное и игровое взаимодействие детей между собой и со взрослыми (диалогическое общение). Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисования и др.) Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так, девочки более успешны в маленьком пространстве, и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков, при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики на смысл, в движении девочки более выразительны, а мальчики выносливы и т.д. Сформулированные выше принципы, безусловно, носят здоровьесберегающий характер, обеспечивая полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование базисных характеристик личности. В соответствии с требованиями современной научной Концепции дошкольного воспитания, ориентируясь на ФГОС дошкольного образования, педагогический коллектив основной целью своей работы видит создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обеспечение становления личности ребенка и раскрытие его индивидуальности, создание условий для умственного, физического и эмоционального развития детей, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 2.2. Основными задачами детского сада являются: • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование здорового образа жизни; • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественноэстетического и физического развития ребѐнка; • воспитание с учѐтом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; • адаптация дошкольников к жизни в обществе; • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного их развития; • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. В дошкольном образовательном учреждении созданы необходимые условия для оптимального функционирования и развития. Администрация ориентирует педагогический коллектив на саморазвитие (высокий профессионализм и общекультурный уровень) и поощряет тех, кто делает успехи, кто помогает другим реализовываться. Администрация обращает особое внимание на: 6 Выполнение учебного плана и реализация ООП ДО в процессе воспитания и обучения в ДОУ; Действенность и актуальность плана работы ДОУ; Планирование режима дня и расписания занятий в соответствии с требованиями СанПина и реализуемой программы, с учетом психофизического состояния и здоровья детей; Оптимальный выбор внутрисадового контроля; Диагностику и прогнозирование уровня профессионализма педагогов; Системный учет уровня психофизического развития детей в процессе воспитания и обучения в ДОУ; Создание интегрированных дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих высокий общекультурный уровень развития воспитанников и педагогического коллектива. Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом. Методическая служба в нашем дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней: стратегическом, тактическом и информационно-аналитическом. При построении образовательного процесса деятельность педагогических кадров направлена: • на индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника; • развитие интеллектуальных, творческих способностей; • воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека. Одним из главных средств управления дошкольным образовательным учреждением и достижением цели является использование командного подхода. Он позволяет оперативно и качественно решать проблемы деятельности. Это достигается стремлением к тесному взаимодействию между собой для осуществления сплоченности, что является обязательным условием эффективной работы. Командный подход дает возможность мотивировать участников образовательного процесса на качественный труд по реализации целей и задач развития учреждения, рефлексивный способ управления - вовремя устранить проблемы и недостатки деятельности Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитать человека культурного, компетентного, оптимистичного, творческого, можно рассматривать и развитие дополнительной работы с детьми в ДОУ. Это позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. В течение учебного года с детьми дошкольного возраста проводились занятия по дополнительному образованию (кружки). Направленность кружков: художественно-эстетическое «Театральный сундучок», «Королева иголочка», «Волшебная мастерская», речевое «Говоруша». Познавательное (Финансовая грамотность) «Школа гнома Эконома». Всего в них занималось 68 детей (50% всего состава обучающихся). Запись проходила с учетом желания детей и запросов родителей. 2.3 Охрана и укрепление здоровья детей. Одной из основных задач ДОУ является укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование представлений о ценностях здорового образа жизни. Для организации оздоровительной работы имеется медицинский кабинет, музыкально-спортивный зал. Общее санитарное состояние ДОУ, световой, воздушно-тепловой режим соответствуют требованиям. Имеются вариативные режимы. Осуществляется административный и медицинский контроль по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. В ДОУ разработана и реализуется система физкультурно-оздоровительной работы. Организации работы с воспитанниками строится с учетом принципов здоровьесберегающей педагогики. 7 Образовательный процесс в ДОУ планируется и организуется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, Приказом Министерства образования науки РФ от 30.08.13 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам ДО», СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. №26. Согласно годового учебного графика образовательная деятельность начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Каникулярное время в зимний период составляет 2 недели, в весенний период – 1 неделя. Сетка НОД составляется в соответствии с утвержденным учебным планом, режимом дня, рекомендациями по его составлению и в течение года в целом выполняется. Сетка НОД утверждается заведующим ДОУ. При распределении образовательной нагрузки педагоги ДОУ используют необходимые здоровьесберегающие компоненты: вид деятельности, требующий умственного напряжения, чередуется с двигательной и музыкально-художественной деятельностью. Во время НОД для снятия утомления проводятся физкультминутки, двигательные и динамические паузы. Организован гибкий режим пребывания ребенка в ДОУ (для детей в процессе адаптации и реабилитации после лечения). Родители имеют возможность присутствовать на занятиях, помогать в организации и проведении мероприятий в рамках образовательной программы, и быть непосредственными участниками этих мероприятий. Сведения о недельной учебной нагрузке в ДОУ - составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к режиму дня в дошкольном образовательном учреждении (СанПиН 2.4.1.3049-13). При реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная, деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 минут. Допускается осуществление непосредственно образовательной деятельности в первую и вторую половину дня (по 8-10 минут). Максимально допустимый объѐм недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста составляет: в группе детей младшего возраста (дети 4-го года жизни) - 2 часа 45 минут, в группе детей среднего возраста (дети 5-го года жизни) – 4 часа, в группе детей старшего возраста (дети 6 года жизни) – 6 часов 15 минут, в подготовительной к школе группе (дети седьмого года жизни) – 8 часов 30 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: для детей 4-го года жизни – не более 15 минут, для детей 5-го года жизни – не более 20 минут, для детей 6-го года жизни – не более 25 минут, для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 мин и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется и во второй половине дня, после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультминутки. Непосредственно образовательная деятельность физкультурно– оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. Образовательный процесс осуществляется по двум режимам - с учетом теплого и холодного периода года. В МБДОУ Казанцевский детский сад для освоения образовательной программы дошкольного образования в условиях самоизоляции было так же предусмотрено проведение занятий. Воспитатели проводили занятия с детьми дистанционно через Skype, WhatsApp, Viber, социальные сети, подключали к работе родителей. Право выбора предоставлялось родителям (законным представителям) исходя из имеющихся условий для участия их детей. 8 Для качественной организации родителями привычного режима для детей специалистами и воспитателями детского сада проводились консультации, оказывалась методическая помощь и по возможности техническая. Учебно-методическое обеспечение в учреждении соответствует требованиям реализуемой образовательной программы, обеспечивает образовательную деятельность, присмотр и уход. Педагоги имеют возможность пользоваться как фондом учебно-методической литературы, так и электронно-образовательными ресурсами. Методическое обеспечение способствует развитию творческого потенциала педагогов, качественному росту профмастерства и успехам в конкурсном движении. В ДОУ функционирует официальный сайт учреждения в соответствиями со всеми требованиями современного законодательства. В течении учебного года постоянно велась работа по заполнению и обновлению информации на сайте ДОУ. В основе образовательного процесса лежит взаимодействие педагогического персонала, администрации и родителей. Основными участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги. Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Основные формы организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и воспитанников в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы и при проведении режимных моментов; самостоятельная деятельность воспитанников. Непосредственная образовательная деятельность (далее НОД) ведется по подгруппам. Образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. При организации образовательного процесса учитываются национально-культурные, климатические условия. Образовательная деятельность с детьми строится с учѐтом индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса. В работе с детьми педагоги используют образовательные технологии деятельностного типа: социо-игровую, развивающего обучения, проблемного обучения, проектную деятельность, групповой сбор, ТРИЗ. Общий объем обязательной части программы составляет не менее 60% времени и рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность; - взаимодействие с семьями воспитанников. Режим деятельности ДОУ является гибким и строится в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинского работника. Вместе с тем, в настоящее время существует целый комплекс проблем, который сдерживает развитие и приводит к снижению качества дополнительного образования (отсутствие помещений, например). Тем не менее, приоритетной задачей ДОУ остается расширение сферы оказания дополнительных образовательных услуг в области дошкольного образования, т.е. повышение доступности услуг и обеспечения их соответствия изменяющимся потребностям родителей. Выводы: Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Образовательная деятельность детского сада осуществляется в 9 соответствие с учебным планом, годовым планом работы учреждения, расписанием НОД. При этом установлены последовательность, продолжительность деятельности воспитанников во время НОД, максимальный объем образовательной нагрузки детей, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса В ДОУ имеются квалифицированные кадры, организующие информационное обеспечение, позволяющее в электронной форме: управлять образовательным процессом; создавать и редактировать электронные таблицы, тексты, презентации; использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результатов освоения основной общеобразовательной программы ДО; осуществлять взаимодействие ДОУ с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями. Имеются некоторые средства обучения –5 ноутбука, 1 компьютер, экран переносной на треноге, проектор. Оборудование доступно и удобно для организации работы с детьми . 90% педагогов используют информационно-коммуникационные технологии при подготовке к НОД, в совместной деятельности с воспитанниками. Ежедневно пользуются Интернетом 80% воспитателей. Специальными программами пользуются 60% педагогов. Электронные образовательные ресурсы для работы с детьми: тематические презентации, загадки и задания в слайд-шоу; развивающие игры из различных серий; художественные произведения по программе и др. Педагоги имеют возможность использовать интерактивные образовательные ресурсы. Осуществлять взаимодействие с родителями по адресу электронной почты. 95% воспитателей считает, что использование ИКТ существенно облегчает проведение занятий и позволяет разнообразить их. 65 % педагогов имеют личные достижения в области использования ИКТ. 70 % педагогов считают, что в ДОУ созданы условия для использования ИКТ. Вывод: положительная динамика выполнения требований к информационному обеспечению существует, но она недостаточна для того, чтобы говорить об эффективности. Выполнение требований к информационному обеспечению сегодня должно быть на более высоком уровне, а для этого нужно: пополнение оргтехники (ноутбук, переносной проектор.). 3. Анализ методической работы в ДОУ Воспитательно-образовательная работа в детском саду в 2019-2020 учебном году осуществлялась согласно основной общеобразовательной программе ДОУ, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Основным приоритетным направлением в деятельности является художественноэстетическое развитие. Воспитательные задачи на 2020 год выполнены не полном объеме т.к. была продолжительная самоизоляция в связи с COVID - 19. Проведены все запланированные методические мероприятия. Компетентность педагогов, умение на практике применить адекватные возрасту приемы профилактики и оздоровления и заинтересованность в снижении детской заболеваемости; учет индивидуальных особенностей, пола ребенка и состояния его здоровья, уровня развития и биологической зрелости при организации профилактической, оздоровительной, физкультурной работы способствовали выполнению поставленных задач. По взаимодействию детского сада и семьи, реализации потребностей современной семьи в дополнительных образовательных и оздоровительных услугах способствовало проведение: 10 консультации «Осторожно, ребѐнок на улице!»; конкурсы и выставки художественного творчеств, посвящѐнные Новогоднему празднику, Дню 8 Марта; выставка детского рисунка «Буду в армии служить….», «День Победы»; акция «Покормим птиц зимой, они ответят добром тебе летом», акция «Из детских рук – частичку теплоты» ко Дню пожилого человека!». Анализ результатов показал, что уровень овладения детьми необходимыми знаниями, навыками и умениями по всем образовательным областям, а также уровень развития целевых ориентиров воспитанников соответствует возрасту или средний ближе к высокому. Это достигнуто благодаря использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемно-поисковых ситуаций и применению современных вариативных технологий. Таким образом: результаты мониторинга овладения воспитанниками программным материалом по образовательным областям и формирования целевых ориентиров являются удовлетворительными и имеют положительную динамику. Численность детей в ДОУ в среднем численность детей в год составила 118. Из всего состава воспитанников 1 группу здоровья имеют 35 детей (29,6 %), 2 группу здоровья –76 детей (64,4%), 3 группу здоровья –6 детей (5%) и с 5 группой здоровья – 1 ребенок (0,8%) К профилактической оздоровительной работе привлечен участковый педиатр. Разработан план мероприятий: семинар с воспитателями, родительское собрание с участием педиатра сельской амбулатории, размещение просветительской информации в уголках для родителей, подобраны несколько комплексов гимнастики на профилактику и коррекцию нарушений осанки детей. Сохранению и укреплению здоровья воспитанников способствовали: Хорошее качество питания: рациональное и разнообразное (фрукты, соки, витаминизация готовых блюд, разнообразный ассортимент белковых и натуральных кисломолочных продуктов); Закаливание: (сон без маек, солевые дорожки, проветривание, обливание ножек в теплое время года); Занятия на тренажерах; В группы раннего возраста принято 11 детей. - легкая степень адаптации у 37% детей - средняя степень – 27% детей - тяжелая степень – 36% детей. Сотрудники ДОУ создают условия для нормального протекания периода адаптации детей к условиям детского сада. В детском саду создана атмосфера тепла, уюта и благожелательности, гибкий и индивидуальный подход к семьям малышей в период адаптации. Это снимает тревогу волнение и страхи, что немаловажно для здоровья ребенка в адаптационный период, поэтому воспитанников имеющих проблемы в адаптации к ДОУ практически нет. Выводы: Результаты анализа показали, что годовые задачи выполнены в неполном объеме из –за продолжительной самоизоляции. Умение педагогов на практике применять адекватные возрасту приемы профилактики и оздоровления, заинтересованность в снижении детской заболеваемости, учет индивидуальных особенностей, пола ребенка и состояния его здоровья, уровня развития и биологической зрелости при организации профилактической, оздоровительной, физкультурной работы способствовали эффективному выполнению годовой задачи. Анализ результатов показал, что уровень овладения детьми необходимыми знаниями, навыками и умениями по всем образовательным областям, а также уровень развития интегративных качеств воспитанников соответствует возрасту. Результаты освоения образовательной программы воспитанниками Главным результатом деятельности ДОУ являются его выпускники. Для обучения в школе подготовлено 26детей, в том числе1 ребенок инвалид (Сахарный диабет). Важным показателем, влияющим на качество конечных результатов, относится готовность дошкольников к школьному обучению. Эффективность проведенной коллективом работы по 11 формированию познавательных интересов, готовности к изменению школьной позиции, по овладению детьми некоторыми предпосылками учебной деятельности прослеживается по результатам диагностики психологической готовности к обучению в школе. По результатам уровня готовности детей к школьному обучению можно наблюдать стабильные результаты развития детей: Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей ДОУ в целостный педагогический процесс, строили его на единой организационной и методической основе. Выводы: Выпускники ДОУ в большинстве своем имеют средний и выше среднего уровень готовности к школе. Однако следует обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера - сверстника, взаимодействовать с ним, учиться поддерживать диалогическое общение между детьми. Уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы По результатам входного мониторинга в подготовительной группе к обучению в школе, у детей были выявлены показатели, требующие дальнейшей работы. В основной своей массе дети показали средний уровень по развитию эмоциональной сферы, познавательных способностей, по развитию коммуникативных навыков, по сформированности умений и навыков деятельности. В течение года с детьми проводилась развивающая работа на специально организованных взаимодействиях и в процессе образовательно-воспитательной работы в группе по формированию коммуникативных навыков, развитию произвольности в поведении и продуктивного воображения. Также уделялось внимание развитию познавательных способностей (игры на развитие логического мышления, на ориентацию в пространстве с использованием схемы и словесной инструкции; на развитие зрительной, слуховой и тактильной памяти, знакомство с различными способами запоминания), совершенствовались графические навыки. Были разработаны рекомендации родителям по сопровождению ребенка в период кризиса 7 лет и развитию необходимых навыков и способностей, способствующих формированию психологической готовности ребенка к школе. Творческие достижения воспитанников и педагогов ДОУ: Год Название конкурсов Конкурс всероссийский Колич-во участник ов 3 Диплом 1 место международный 1 Дипломы 2место Результаты 2020г Конкурс «Педагог *Эксперт» 2020 Конкурс «Маам.ru» 2020 Конкурс «Конкурсплюс» всероссийский 1 Диплом 1 место 2020 Конкурс «Обруч.РФ» всероссийский 2 2020 Конкурс «Изумрудный город» всероссийский 2 Свидетельство 1 -1 место Диплом 1 место 2020 Конкурс «Древо талантов» международный 2 диплом 1 место 2020 Краеведческий диктант всероссийский 8 Оценка «Хорошо» 2020 Конкурс «Альманах воспитателя» всероссийский 1 Диплом победителя 1 место 2020 Конкурс «Всезнайкино» всероссийский 9 2020 Конкурс «Диплом педагога» всероссийский 1 Диплом 1 степени Благодарственное письмо Диплом 1 степени 2020 Шушенский «Центр технического творчества» - фестиваль «Шушенский робот» районный 10 12 2– диплом 1 место 5– диплом 2 место 1– диплом 3 место Благодарственное письмо 2020 Инфоурок 2020 Конкурс изобразительной деятельности «Я и улица моя» 2020 Конкурс «Буква» всероссийский 4 Свидетельство о публикации районный 16 международный 1 5 – грамота 1 место 4 – грамота 2 место 4 – грамота 3 место Диплом 1 степени 4. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 4.1. ДОУ размещено в двух отдельно стоящих одноэтажных зданиях без теплого перехода для пребывания детей. Отдельно построены пищеблок, овощехранилище. Общая площадь земельного участка составляет 7309+/-60кв.м. Территория ДОУ ограждена забором и озеленена, оборудована наружным освещением. Мусорный бак расположен на территории в соответствии с требованиями СанПиН. Земельный участок делится на зону застройки и зону игровой деятельности. Зона застройки включает в себя основные здания, которые размещены в центре участка. Зона игровой деятельности включает 6 прогулочных участков, одну оборудованную спортивную площадку площадью 29 кв.м. Игровые площадки имеют теневые навесы, песочницы, малые деревянные архитектурные формы. 1 здание деревянное, 1963 года постройки. Имеется центральное отопление, подведены вода и канализация. Проведен капитальный ремонт (декабрь 2013- январь 2014 год). Полностью оснащено сантехническим оборудованием. Здание отвечает требованиям СанПиН и пожарной безопасности. Состояние удовлетворительное. В здании размещено 3 групповых помещения (1я младшая, старшая и подготовительная группы) с игровыми комнатами, спальнями, приемными, туалетными, и музыкально-физкультурный зал. 2е здание кирпичное, 1964 года постройки. Имеется центральное отопление, подведены вода и канализация. Проведен капитальный ремонт (декабрь 2013- январь 2014 год). Полностью оснащено сантехническим оборудованием. Здание отвечает требованиям СанПиН и пожарной безопасности. Состояние удовлетворительное. В здании размещено 3 групповых помещений (ясельная, вторая младшая и средняя группы) со столовой (в ясельной группе), с игровыми комнатами, приемными, туалетными; кабинеты медицинский, административно-методический, заведующего хозяйством, кастелянная, пищеблок. Пребывание детей в ДОУ - в соответствие с режимом дня. * Музыкально-физкультурный зал: Проведение музыкальных занятий, культурно-массовых мероприятий, праздников и утренников для детей. Проведение физкультурных занятий, соревнований, оздоровительных мероприятий. Рабочее место (стол) музыкального руководителя и инструктора по физкультуре. * Методический кабинет: Организация методических мероприятий, работы педагогического коллектива. Рабочее место заведующего и старшего воспитателя. * Холл: рабочее место специалиста – педагога-психолога; организация его работы, планирование деятельности, хранение документации, прием, индивидуальная работа с воспитанниками и консультирование родителей и сотрудников. * Кабинет заведующего хозяйством: Организация и обеспечение бесперебойного функционирования дошкольного учреждения. Составление, оформление и хранение учетной документации. Хранение и выдача чистящих и моющих средств младшему персоналу ДОУ. Имеется 1 ноутбук. * Медицинский кабинет, включающий оказание медицинских услуг, хранение документации, изолирование больных, рабочее место медицинской сестры. Имеется 1 ноутбук. 13 * Кастелянная: для хранения и выдачи чистого белья, рабочей одежды и оформления и хранения учетной документации по мягкому инвентарю. * Пищеблок, включающий непосредственно по назначению: Цех овощной; Цех мясо-рыбный; Горячий цех; Цех готовой продукции; Пункт выдачи готовой продукции; Склад №1 для хранения продуктов. * Наличие современной информационно-технической базы Интернет - есть, электронная почта – kazansevskiy@mail.ru В детском саду 5 групп со спальными комнатами и 1 группа – без спальни. Каждая группа имеет свой вход и запасные выходы. Группы оснащены детской мебелью в соответствии с возрастом и требованиям СанПиН, шкафами для учебно-методических и раздаточных материалов, рабочими столами и стульями для взрослых. В каждой группе имеются материалы и оборудование для поддержания санитарного состояния групп. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая среда в группах организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям. Для создания уюта и комфорта в детском саду во всех возрастных группах создана РППС, которая соответствует современным требованиям стандарта дошкольного образования: игрушки, методические пособия, книги, настольные игры. Содержание развивающей предметнопространственной среды в детском саду соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей. В группах ведется воспитательно-образовательная, развивающая работа с детьми и родителями. В ДОУ созданы безопасные условия для организации образовательной деятельности воспитанников и их физического развития: игровое оборудование отвечает санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям, требованиям безопасности, не менее двух раз в год проводится ревизия спортивного оборудования в физкультурном зале и на спортивной площадке. Музыкально-спортивный зал (совмещенный), находится в деревянном здании и оборудован инвентарем. Имеются фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, костюмы, декорации, спортивное оборудование (скакалки, мячи, обручи, дуги, маты, тренажеры, мягкие модули, 2 сухих бассейна, сенсорные дорожки и т.д.). Программно-методические материалы соответствуют возрастным особенностям, учитывают индивидуальные особенности детей, планируются с учетом ФГОС ДО. В музыкально-спортивном зале проводятся круглые столы, педагогические советы, мастер-классы, родительские собрания и т.п., обобщение и распространение опыта работы педагогического коллектива. А также, музыкальные и физкультурные занятия; утренняя гимнастика, праздники, развлечения, досуги; презентации. Методический кабинет полностью оборудован. Имеется «библиотека» методической литературы и периодических изданий, детская художественная литература, 1 компьютер, 3 ноутбука, демонстрационные материалы, видеотека. Состояние удовлетворительное. Он функционирует с целью организации методической работы с педагогами, развития их профессионального уровня, просветительской, разъяснительной работы с родителями по вопросам воспитания и развития детей, проводятся консультации. Медицинский кабинет полностью оборудован мед/инвентарем и медикаментами: имеются весы, ростомер, холодильник 1 шт., бактерицидные лампы (переносные 6 шт), тонометр, шкаф для 14 медикаментов, весь необходимый инвентарь для работы медсестры. Медсестра проводит осмотр детей, антропометрию, консультативно-просветительскую работу с родителями и сотрудниками. В приемных ДОУ оборудованы уголки для выставки детских творческих работ; информационные стенды для родителей. Пищеблок находится в кирпичном здании. Полностью заменена электропроводка. Состояние удовлетворительное. Оснащен технологическим оборудованием: имеется 3 электрические плиты с духовками, холодильное оборудование в количестве 4 шт., 1 электро-мясорубка, протирочнорезательная машина, электро-водонагреватель, весы - 3 шт. (в т. ч. 1- электронные, 1- электронные весы-площадка). Овощехранилище. Отдельно стоящее полуподвальное помещение с вытяжкой. Приспособлен для хранения овощей. Состояние удовлетворительное. На территории ДОУ оборудовано 6 участков с прогулочными верандами. На всех участках имеются зеленые насаждения, разбиты цветники, садово-декоративные конструкции в соответствии с возрастом и требованиями СанПиН. На территории ДОУ проводятся ежедневные прогулки, игровая деятельность, досуги, праздники, развлечения, НОД по физическому развитию. Игровое оборудование (домики, качели, корабль, поезд, машина, песочницы) требует ремонта. Спортивная площадка имеет деревянную горку, полосу для бега с препятствиями, баскетбольное кольцо, бревно в соответствии с возрастом и требованиями СанПиН. Выводы: Состояние материально-технической базы ДОУ находится в удовлетворительном состоянии, соответствует требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, но не все соответствует педагогическим требованиям современного уровня образования, некоторые нуждаются в капремонте. Необходимо пополнить развивающую предметно-пространственную образовательную среду оборудованием, играми, игрушками, дидактическими пособиями в соответствии с Примерным перечнем игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных организаций и с ФГОС ДО, в том числе с помощью привлечения внебюджетных финансовых средств. Образовательный процесс осуществляется с использованием видео, аудио техники, мультимедийного оборудования. В детском саду создан банк презентаций по различным тематикам, пополняется библиотечный фонд методической литературы, улучшается оснащенность дидактическими пособиями. Педагогический процесс обеспечен учебно-методической литературой и дидактическим материалом, развивающими играми, игрушками и игровыми предметами в соответствии с ФГОС ДО только на 70%. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса направлено на выполнение государственного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием дополнительных программ и технологий, обеспечивающее гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа. Поэтому для более эффективной совместной деятельности с воспитанниками детский сад нуждается еще в нескольких персональных компьютерах (ноутбуках), проекторе и переносном экране. Имеющееся оборудование используется рационально, ведѐтся учѐт материальных ценностей, приказом по ДОУ назначены ответственные лица за сохранность имущества. Вопросы по материально-техническому обеспечению рассматриваются на планѐрках, административных совещаниях, совещаниях по охране труда. Развивающая предметно-пространственная среда корректируется и обновляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием, с учетом требований ФГОС ДО и по финансовым возможностям учреждения. 4.2. Обеспечение безопасности жизни и деятельности детей Основным нормативно-правовым актом содержащим положение об обеспечении безопасности участников образовательного процесса является Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса. Основным направлением деятельности администрации ДОУ по обеспечению безопасности является: пожарная безопасность; 15 антитеррористическая безопасность; обеспечение выполнения санитарно-технических требований; охрана труда. В ДОУ поддерживаются в состоянии готовности первичные средства пожаротушения: огнетушители и т.д. Соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов. 4.3 Медицинское обслуживание в ДОУ осуществляется медицинской сестрой. Основные направления медицинского обслуживания в ДОУ: лечебно-профилактическая работа (осмотр детей, плановое обследование, диспансеризация), профилактические прививки проводятся в Казанцевской врачебной амбулатории, к которой прикреплен детский сад; оздоровительная работа (составление индивидуальных планов лечебно-оздоровительных мероприятий, контроль за выполнением режима двигательной активности, светового, воздушнотеплового режима); контроль за организацией питания в ДОУ; противоэпидемическая работа (противоэпидемические мероприятия); профилактика травматизма; санитарно-просветительская работа с персоналом и родителями воспитанников. 4.4. Качество и организация питания. Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов, кулинарной обработкой, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации осуществляет медсестра детского сада. В ДОУ организовано 4-х разовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин). Организация рационального питания детей в ДОУ основана на соблюдении утвержденных наборов продуктов и 10-дневного меню. В ДОУ имеется картотека блюд, где указана калорийность блюда, содержание в нем белков, жиров, углеводов. С воспитанниками ДОУ организована работа по формированию культурно-гигиенических навыков. При составлении рациона питания воспитанников учитывается возраст, уровень физического развития, физиологическая потребность в основных пищевых веществах и энергии, состояние здоровья. Рацион питания разнообразный, включает в повседневный рацион все основные группы продуктов. Есть утвержденное 10-дневное меню, технологические карты приготовления пищи. Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи. В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил личной гигиены. Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляется администрацией ДОУ, медицинской сестрой и комиссией по контролю за организацией и качеством питания в ДОУ. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Таким образом, детям обеспечено полноценное сбалансированное питание. Один раз в десять дней медсестра контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на одного ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводится один раз в месяц, подсчитывается калорийность (количество белков, жиров, углеводов.) Анализ натуральных норм питания, денежных норм, детской посещаемости показал: 100% выполнение денежных норм; калорийность соответствует норме. Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; хранятся в соответствии с 16 соблюдением требований СаНПин и товарного соседства. Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Все блюда готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами. Охват детей профилактическими оздоровительными мероприятиями составляет 100%. Анализ заболеваемости показал, что в детский сад поступают дети со второй группой здоровья, при этом каждый ребѐнок имеет от одного до нескольких заболеваний или отклонений от нормы. Только к подготовительной группе вследствие целенаправленной, систематической работы педагогам удаѐтся исправить положение: уменьшить показатели по заболеваемости, увеличить показатели по физическому развитию. Заболеваемость в ДОУ за 2020 год: ясли (ранний возраст) – 9,7% случаев, сад (дошкольники) – 23%, Всего в среднем по ДОУ – 21% случаев. Значительное снижение заболеваемости детей в ДОУ затруднено в связи с увеличением количества малообеспеченных семей, не имеющих возможностей создания условий для гармоничного развития здоровья детей. Выводы: Дети в ДОУ обеспечены полноценным сбалансированным питанием. Правильно организованное питание в значительной мере гарантирует нормальный рост и развитие детского организма и создает оптимальное условие для нервно-психического и умственного развития ребенка. В ДОУ имеется база данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях детей, содержащая сравнительный анализ состояния здоровья детей за последние 3года, которая позволяет своевременно и квалифицированно осуществлять профилактическую и планировать оздоровительную работу. 4.5. Система управления ДОУ Управление ДОУ осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Уставом на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья, свободного развития личности. В соответствии с Программой развития ДОУ спроектирована оптимальная система управления ДОУ, которая реализуется с учетом социально-экономических, материально-технических и внешних условий в рамках существующего законодательства РФ. Уровневая структура управления позволяет обеспечить стратегическое, тактическое, оперативное управление ДОУ. Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления. В управление включены участники образовательного процесса: - родители (законные представители), общественность (Собрание родителей, Родительский комитет, Общее собрание трудового коллектива), - педагоги (Педагогический совет, Профсоюзный комитет). Для успешного решения задач образовательного процесса организовано сотрудничество всех участников: педагогов, родителей. В ДОУ сложилась целостная система социально-психологического взаимодействия. Стиль отношений направлен на создание атмосферы успешности, личностного роста и творческого развития каждого участника образовательного процесса. В рамках реализации программы развития сформирована система управления, которая позволяет: обеспечивать повышение уровня образования детей на каждой возрастной ступени; формировать конкретный образовательный запрос к методической службе и системе повышения квалификации педагогов; обогащать систему образования ДОУ новыми процессуальными умениями, творческим подходом к решению проблем, связанных с обучением и воспитанием дошкольников; создать условия социально-психологического комфорта и защищенности всех участников образовательного процесса; обеспечить соблюдение действующих правовых норм и правил; 17 совершенствовать систему интеграции образовательных факторов: ДОУ, семьи, микро- и макросоциума; создать механизм управления на основе уважения, доверия, успеха с целью перевода ДОУ в режим демократического самоуправления. Иерархия структуры управления Первое звено /стратегическое управление/. На его уровень выводится заведующий, Педагогический совет, Собрание родителей, отвечающие за стратегические направления развития ДОУ. Второе звено/тактическое управление/. Отвечает за организацию конкретных действий по основным направлениям преобразований и функционирования ДОУ. На этот уровень выходят: творческие группы педагогов по разработке и реализации программы развития, ст.воспитатели. Третье звено тактической реализации /соуправление/ – воспитатели, специалисты, непосредственные исполнители стратегии и тактики преобразований. Четвертое звено /самоуправление/ – родители, конечное звено в цепочке управления, которые являются наиболее заинтересованными лицами в эффективности функционирования системы управления. В управленческой структуре выделены связи по типу: В управленческой структуре выделены связи по типу: Управление Соуправление Самоуправление. Отношения вертикальной зависимости показывают непосредственное руководство и подчинение, отношение горизонтальной зависимости – самоуправление, самоуправление остается за структурами. 4.6. КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Основными характеристиками персонала организации детского сада является его численность и структура. Общие данные о нормативной и фактической численности работников по категориям представлены в таблице. № Категория работников Численность сотрудников, чел. Обеспечен п/п ность, % Нормативная Списочная 1 Административный 3 4 (1 декретный 100,0 персонал отпуск) 2 Педагогический персонал 16 17(1 декретный 100,0 отпуск) 3 Младший 13 13 100,0 обслуживающий персонал 4 Итого 32 34 100,0 В настоящее время в ДОУ работают 34 человек, в т. ч. педагогов – 16. Из них: воспитатели – 11 человек, 1 – декретный отпуск. Штат организации укомплектован на 100%. Следовательно, в детском саду достаточно эффективно реализуется управление персоналом в области обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами. Рассмотрим качественный состав персонала детского сада с помощью построения его структуры по нескольким основным признакам: По возрасту: Возраст педагогов в среднем составляет 41 год. Наименование Колич-во Возраст показателей 20-30 лет 30-40 лет 40-55 свыше лет 55 лет Административный 4 0 3 1 0 18 персонал Педагогический персонал 17 4 6 6 1 Младший 13 0 2 9 2 обслуживающий персонал Всего 34 4 11 16 3 Удельный вес от всего 100% 12% 32% 47% 9% числа сотрудников На основе анализа представленных данных, можно сделать следующие выводы: среди педагогов есть молодые люди в возрасте до 30 лет- 12%; среди сотрудников большую долю составляют персонал в возрасте от 40 до 55 лет –47%. По уровню образования Образовательный ценз педагогического состава: • высшее образование – 10 человек (59%); • среднее специальное – 7 человек (41%); Высшее профессиональное образование 10 Среднее специальное образование 7 . Уровень образования педагогического состава ДОУ Высшее образование 41% 59% Средне специальное Квалификационная структура педагогического персонала организации Частью работы с сотрудниками учреждения является повышение квалификационной категории, то есть степени овладения профессиями и соответствия требований должностей и рабочих мест. Это относится в большей степени к педагогическому персоналу, поэтому, далее рассмотрим в таблице Уровень квалификации % сотрудников на конец года 2017г 2018г 2019г 2020г Высшая категория 0 11,8 11,8 11,8 Первая категория 33,3 17,6 17,6 17,6 Без категории 66,7 70,6 70,6 70,6 Сведения об аттестации педагогов МБДОУ Казанцевский детский сад за 2020год: 11,8% педагогов с высшей квалификационной категорией; 17,6% педагогов с первой квалификационной категорией; 70,6% - соответствие должности. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: высокой динамики повышения квалификации кадров не наблюдается за счет вливания молодых педагогов, 70,6 % педагогов соответствуют квалификации по должности. 19 Таблица: Структура педагогических работников Казанцевского детского сада по стажу работы. Стаж работников: до 5 лет- 24%; от 5 до 10 лет-24%; от 10 до 15 лет-11%; от 15 и выше – 41% Стаж сотрудников ДОУ 24,00% 41,00% до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 15 лет 24,00% свыше 15 лет 11,00% Таким образом, перевес стажевых категорий в коллективе имеет стаж от 15 и выше. Как мы видим, почти в равных пропорциях количество педагогического персонала имеют стаж работы до 5 лет, от 5 до 10 лет. Изменения качественного состава происходят в результате движения рабочей силы. Исходные данные для характеристики движения рабочей силы в Детском саду представлены в таблице Показатель 2020 г. Численность работников на 36 начало года Приняты на работу 5 Выбыли, в т.ч.: 6 По собственному желанию 5 Сокращение штатов 1 Численность работников на 34 конец года Среднесписочная численность 35 работников В основе работы с педагогическими кадрами в ДОУ лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, учитывать индивидуальный стиль работы сотрудников, поощряя эффективные методы, и быть готовыми к обсуждению критических ситуаций а, следовательно, на основе всего этого дифференцированно определить цели работы с педагогическими кадрами. Особое внимание уделяется созданию и обсуждению совместных проектов, обмену опытом, что приводит к удачной комбинации способностей воспитателей разных типов. В коллективе стараемся соблюдать баланс – результат суммарных усилий и взаимодействия педагогов разных типов. Педагоги ДОУ регулярно посещают методические объединения по различным направлениям, где обмениваются опытом работы с коллегами, привносят лучшее в деятельность коллектива, повышают свой педагогический уровень через различные муниципальные формы повышения квалификации и Краевой институт повышения квалификации согласно плана-графика, но в связи с пандемией было приостановлено: 20 ФИО участни ка ПК Казанцев а З.И. Уланова Е.В. Нацевич О.С. Долгих Надежда Игоревн а Солодян кина Е.И. Найдено ва Л.В. Наседки на И.П. Макунин а Д.С. Форма развития профессионального Направление профессионального развития ООО «Высшая школа делового администрирования» г.Екатеринбург ООО «Высшая школа делового администрирования» г.Екатеринбург Кол-во заняти й «Управление образовательной 72 организацией в условиях ак.час. реализации ФГОС ДО» «Применение информационно- 72 ак. коммуникативных технологий часа (ИКТ) в работе педагога ДОО в контексте ФГОС ДО» «Социально-коммуникативное 120ак.ч развитие детей дошкольного аса возраста с учетом ФГОС ДО» АНО ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» г.Кемерово ООО «Инфоурок» «Организация деятельности иг.Смоленск педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология АНО ДПО «Межрегиональный «Теория и методика институт повышения познавательного и речевого квалификации и развития детей с учетом ФГОС профессиональной ДО» переподготовки» г.Кемерово ООО «Высшая школа делового «Методика обучения администрирования» финансовой грамотности в г.Екатеринбург дошкольных образовательных организациях» АНО ДПО «Межрегиональный «Теория и практика институт повышения музыкального воспитания в квалификации и системе ДО в условиях ФГОС профессиональной ДО» переподготовки» г.Кемерово АНО ДПО «Межрегиональный «Теория и практика институт повышения музыкального воспитания в квалификации и системе ДО в условиях ФГОС профессиональной ДО» переподготовки» г.Кемерово самооц енка 5 5 5 5 120 ак.ч 5 72 ак.часа 5 120 ак.часа 5 120 ак.часа 5 В 2021 году ответственному лицу предусмотреть обучение педагогов дошкольной организации по тематическим дополнительным профессиональным программ (повышение квалификации), направленных на формирование/совершенствование ИКТ-компетенций, повышение компьютерной грамотности для последующего обеспечения качества образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий. Формы организации работы с педагогами: педагогический совет вариативной формы; консультации; семинары (практикумы); изучение и обобщение работы творчески работающих 21 педагогов; творческие группы. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи воспитателям. Поэтому развитие системы методической работы с педагогическими кадрами, с целью повышения эффективности функционирования, осуществляется в нашем ДОУ в соответствии с рядом важнейших требований, вытекающих из объективных закономерностей процесса повышения профессиональной квалификации воспитателей. А именно: практическая направленность; системность и систематичность; оперативность и оптимальное сочетание различных форм и методов работы. Главными аспектами работы педагогов с детьми являются разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию всесторонне развитого ребенка. Важнейшими направлениями методической работы являлись: оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми; разработка и внедрение новых организационных форм и методов воспитания и обучения детей; обобщение, распространение и внедрение передового опыта в работу ДОУ. Основные достижения педагогов ДОУ за 2020 год стали возможны в результате того, что: в ДОУ созданы необходимые условия для успешного развития каждого ребенка; системная работа проводилась по повышению профессионального мастерства педагогов через непрерывное образование и самообразование; важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Педагоги делились опытом работы с детьми по развитию инициативы, самостоятельности ребенка, его социально-личностных качеств. Воспитатели получили теоретические и практические основы выстраивания такого взаимодействия с детьми, где взрослый намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка, как этого требуют ФГОС. Повысился уровень представления опыта работы педагогами. При организации методической поддержки педагогов учитывался дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами с различным уровнем профессиональной подготовки. Педагоги ДОУ используют рекомендации, выработанные в ходе проведения семинаров в практике работы. У педагогов возникают затруднения при организации работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Наиболее эффективными методами активизации педагогов оказались деловые игры, практикумы с элементами тренинга и др. В результате общения возникло взаимопонимание между педагогами, необходимое для развития личности в коллективе. Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта. Для этого методическая служба детского сада совместно с профсоюзной организацией реализует Программу укрепления здоровья сотрудников. Пропагандирует здоровый образ жизни в коллективе, проводит различные мероприятия: тренинги здоровья, активное участие в различных районных соревнованиях и спартакиадах среди работников образования и т. д. Достаточно высокие результаты в воспитании и образовании детей стали возможны благодаря тому, что педагоги выдвигали задачи разностороннего развития детей, использовали все виды детской деятельности, элементы инновационных методик и технологий, вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс детей. Педагогами были задействованы все формы организации детей в процессе воспитания и развития: совместная деятельность педагога с ребенком и самостоятельная деятельность. Однако в течение 2020 года были выявлены и некоторые недочеты: требует пополнения (в плане вариативности и трансформируемости) в соответствии с ФГОС ДО развивающая среда в разных возрастных группах; продолжать работу над развитием у воспитанников связной диалогической и монологической речью; 22 более эффективно вести работу по оздоровлению детей и посещаемости ДОУ; продолжать работу над развитием у дошкольников самостоятельности и инициативности; повышение уровня компетентности и самообразования, саморазвития педагогов (особенно молодых); поиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с семьями, требующими особого внимания, с родителями (законными представителями), для повышения активности родителей как полноправных участников образовательного процесса. Общие достижения коллектива: - активно работали над заполнением и обновлением информации на сайте учреждения. Но стоит взять на заметку: без напоминаний подавать новости с групп; - все педагоги стали активно применять в работе с детьми и семьями проектную деятельность, интеграцию, ИКТ-технологии, активнее вовлекать родителей в образовательный процесс; - тесней стало взаимодействие с семьями и детьми, требующими особого внимания (в т.ч. через рейды, взаимосвязь с социальными работниками и работниками ОПДН), многие педагоги научились составлять психолого-педагогические характеристики на воспитанников и их семьи; - как следствие, изменилась позиция родителей: часть родителей стали более открытыми и активными, но остались и родители «трудные», «пассивные»; Эффективность занятий в 2020 году № 1 2 3 4 5 6 7 ФИО педагога Изосимова С.А. Суякина О.М. Уланова Е.В. Лисова Е.М. Гусарова О.В. Мельниче нко Н.В. Найденова Л.В. группа НОД Коэффиц-т эффекти-ти 94% Само оц-ка 5 ясельная гр. - познавательное развитие (со строительным материалом 1 младшая гр. - речевое развитие 93% 5 Подготовитель ная гр. 2 младшая гр. -познавательное развитие (РЭМП) 100% 5 - познавательное развитие (Зима в лесу) 88% 5 - речевое развитие 90% 5 - речевое развитие () 77% 4 - Художественно-эстетическое развитие (Люблю березку русскую) 93% 5 1 младшая гр. Средняя гр. старшая гр. Итого в среднем по ДОУ: 77% Средний показатель эффективности занятий снизился по сравнению с прошлым годом т.к. был большой период самоизоляции по COVID -19. 23 Эффективность НОД, проведенных в ДОУ с 2018 по 2020годы 90% 85% 80% 75% 70% 2018г 2019г 2020г К концу года в ходе контроля были выявлены и проблемы: в правильном документальном оформлении проекта, недочеты в организации развивающей предметно-пространственной среды; у отдельных педагогов-стажистов - нежелание ломать сложившийся стереотип в организации работы с детьми. Что вызвало наибольшие трудности в образовательном процессе в 2020 году в масштабах ДОУ: 1. Разработка рабочих программ педагогов и индивидуальных планов самообразования. 2. Недостаточный уровень финансирования для выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы. Выводы: Таким образом, в ДОУ созданы условия для организации и осуществления повышения квалификации педагогов: 1 раз в 3 года прохождение курсов повышения квалификации. В ДОУ в достаточной мере удовлетворены информационные, учебно-методические образовательные потребности педагогов. 100% педагогов получают своевременную методическую помощь в организации образовательного процесса. Повысился профессиональный уровень педагогов, улучшилось качество педагогического процесса. Педагоги в течение года осуществляли личностно-ориентированный подход к детям, грамотно и корректно вели работу с родителями воспитанников, объясняя современные психолого-педагогические позиции. В детском саду обеспечивается рациональная расстановка кадров с учетом результатов аттестации, индивидуальных возможностей, творческого потенциала педагогов. 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Планирование работы с родителями начинается после изучения контингента родителей через анкеты «Давайте познакомимся!», «Социальные факторы жизни семьи». Ещѐ до прихода ребѐнка в ДОУ между детским садом и родителями появляются первые контакты, которые позволяют родителям поближе узнать наш детский сад: - родители посещают группы детского сада, знакомятся с педагогами, развивающей предметнопространственной средой; - родители знакомятся с нормативными документами ДОУ (Устав, лицензия, административным регламентом), - по приходу в детский сад оформляется Договор между ДОУ и родителями; В основе работы с родителями лежит принцип сотрудничества и взаимодействия. Родители – первые помощники и активные участники педагогического процесса, они постоянно в ведении всех 24 направлений работы детского сада. Весь воспитательно-образовательный процесс осуществлялся в тесном контакте администрации, педагогов и родителей. В ДОУ велась систематичная и целенаправленная работа всего педагогического коллектива по взаимодействию с семьями воспитанников: проводились Дни открытых дверей, родительские собрания с участием специалистов, родительские гостиные, семейный клуб, индивидуальное и групповое консультирование, участие родителей в мероприятиях дошкольного учреждении (До периода самоизоляции). Родители получали полную и достоверную информацию о деятельности детского сада через непосредственное общение с воспитателями, информационные уголки, общеродительских встречах, размещение информации на официальном сайте. В нашей работе с родителями положительно зарекомендовали себя такие формы как семейный клуб, выставки совместного творчества родителей и детей; активное участие в праздниках; пошив детских костюмов для выступлений. Исходя из анализа работы с родителями, перспективу взаимодействия видим в следующем: 1. Продолжение работы педагогов в консультационном режиме по вопросам воспитания и образования дошкольников. 2. Презентация деятельности детского сада, публикация новостей и информации в районной газете и на сайте ДОУ. Итоги повышение квалификации и аттестации педагогов ДОУ показали, что в целом результаты работы за 2020 год положительные. 6. БЕЗОПАСНОСТЬ ДОУ 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 6.7. 6.8. 6.9. 6.10. 6.11. 6.12. 6.13. 6.14. Наличие в здании кнопки тревожной сигнализации Место охраны оборудовано телефонным аппаратом Оборудование системы внешнего видеонаблюдения Оборудование системы внутреннего видеонаблюдения Количества охранников здания (и прилегающей территории) Количество внутренних постов Количество внешних постов Оборудована ли калитка системой видеонаблюдения и механизмом доводчика Оборудованы ли внешние входные двери в учреждение домофонами и доводчиками Наличие паспорта безопасности учреждения Наличие системы оповещения о пожаре Наличие оборудованных аварийных выходов Наличие решеток на окнах зданий Наличие первичных средств пожаротушения 25 Есть Оборудовано Оборудовано Отсутствует Сторожевая охрана (3 чел.) на ночное время и выходные дни 1 Отсутствует не оборудовано Все двери оборудованы доводчиками В наличии. имеется В наличии, оборудованы. Отсутствуют В наличии, огнетушители, в кол-ве 13 шт. 7. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. Наличие сайта учреждения, оформленного в соответствии с требованиями Закона об образовании РФ Количество провайдеров, обеспечивающих доступ ДОУ к Интернет Наличие средств фильтрации трафика от противоправного контента Количество точек подключения к Интернет Наличие документации по безопасному использованию информационных сетей В наличии, пополняется и оформляется в соответствии с требованиями Закона об образовании РФ. Один провайдер Обеспечивается Ресурсным центром 1 точка В наличии, инструкции 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОУ Заключение: В ДОУ созданы благоприятные условия для всестороннего развития личности воспитанников. Педагогический процесс обеспечен необходимым наглядным и дидактическим материалом, методическими пособиями и разработками. Образовательный стандарт и федеральные государственные требования к выполнению основной общеобразовательной программы дошкольного образования выполняются. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует современным требованиям не полностью. Перспективы развития ДОУ: 1.Продолжать создавать условия для психо-физического развития и снижения заболеваемости воспитанников. 2.Активизировать совместные условия специалистов детского сада по повышению роли семьи, вовлечению родителей в воспитательно – образовательный процесс. 3.Направить работу коллектива на повышение компетентности и квалификации педагогов при использовании программ и технологий нового поколения. 4.Развитие активных форм взаимодействия с семьей с целью преемственности и развитие детей. 5. Оптимизировать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО в целях обновления достижения оптимального развития ребенка-дошкольника. 26 Часть II Приложение N 1 к Приказу МинОбрНауки РФ от 10.12.2013г. №1324 С изменениями и дополнениями от 15.02.2017г. Показатели деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию, по состоянию на 31.12.2020г N п/п Показатели 1. Образовательная деятельность 1.1 Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: В режиме полного дня (8-12 часов) В режиме кратковременного пребывания (3-5 часов) В семейной дошкольной группе В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: В режиме полного дня (8-12 часов) В режиме продленного дня (12-14 часов) В режиме круглосуточного пребывания Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги: По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии По освоению образовательной программы дошкольного образования По присмотру и уходу 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 1.2 1.3 1.4 1.4.1 1.4.2 1.4.3 1.5 1.5.1 1.5.2 1.5.3 27 Единица измерения 104человек 104человека 0человека 0человек 0человек 14человек 90человек 104человек / 100% 104человека / 100% 0человек / 0% 0человек / 0% 3человека / 2,8% 2человека / 1,9% 3человека / 2,8% 3человека / 2,8% 1.6 1.7 1.7.1 1.7.2 1.7.3 1.7.4 1.8 1.8.1 1.8.2 1.9 1.9.1 1.9.2 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника Общая численность педагогических работников, в том числе: Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: Высшая Первая Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: До 5 лет Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Соотношение "педагогический работник/воспитанник" в дошкольной образовательной организации 28 51день 17человек 10человек / 59% 10человек / 59% 7человека / 41% 7человек / 41% 6человек / 35% 2человек / 12% 4человека / 23,5% 17человек / 100% 4человека / 24% 3человек / 18% 4человека / 24% 1человека / 6% 9человек / 55% 12человек / 70,5% 11человек / 104человек