Приложение № 6 к образовательной программе дошкольного образования Организация центров активности в группах При организации центров детской активности учитывается ведущая роль игровой деятельности. В центре игровой деятельности выделяются зоны для сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к играм подбираются таким образом, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Необходимо большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, катушек, колес, ленточек и др.), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Центр безопасности оснащается атрибутами к сюжетно-ролевым играм, образовательным мероприятиям, направленным на формирование представлений воспитанников о правилах дорожного движения и противопожарной безопасности, оказания первой помощи. Это всевозможные игрушки - транспортные средства, светофор, фуражка и жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки, каска пожарного и др. Дидактическим пособием является напольный коврик с разметкой улиц и дорог. Цент конструирования достаточно мобилен. Конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек позволяют организовать деятельность с большой группой воспитанников или индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. В центре музыкальной деятельности размещаются музыкальные игрушки и инструменты, фотографии композиторов, дидактические игры, магнитофон и аудиозаписи, микрофон и др. В центре театра размещаются ширмы (настольные и напольные), различные виды театра, маски сказочных персонажей, костюмы, атрибуты (билеты, программки, афиши, театральные бинокли и др.) и декорации к представлениям, фотографии актёров, фотографии детей группы в процессе инсценирования и театрализации. В центре детской книги располагаются источник дополнительного искусственного освещения, комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки, книги различных жанров, детские журналы, закладки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, телевизор и видеомагнитофон, аудио и видеозаписи мультипликационных фильмов по мотивам детских стихов и сказок. В данном центре организуются выставки литературных произведений к юбилейным датам автора, проводятся литературные викторины и конкурсы. Центр уединения чаще имеет небольшой размер и представлен в виде шатра, ширмы, палатки, балдахина. Центр уединения может быть не только стационарным, но и мобильным для того, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно обозначить границы центра уединения. Центр уединения наполняется предметами, которые ребёнку близки, к которым он испытывает теплые чувства: фотографии родных, игрушечный телефон, по которому можно понарошку позвонить. Если позволяет расположение и форма центра, то на стене размещаются пейзажные картины, обладающие терапевтическим эффектом, различные световые и шумовые водопады, плеер с расслабляющей музыкой (шум воды, дуновение ветра, пение птиц, звуки дождя) и наушники. На полу имеются подушки. Оборудованием центра также являются мягкие игрушки, дидактические игры, различные шнуровки, пластилин, оборудование для снятия негативные эмоции: «коврик злости», подушки для битья, коробочки «Спрячь все плохое», стаканчики для крика и др. В центре природы подбираются и размещаются растения, требующие разных способов ухода и необходимое для этого оборудование (передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы), поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, иллюстрации по временам года, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, игрушки животных, альбом «Красная книга Красноярского края», «Календарь погоды», оборудование для игр с водой и песком и др. В центре познавательно-исследовательской деятельности размещаются разнообразные природные материалы (мел, шишки, камни, ракушки, перья, уголь, соль, разные крупы и т. д.), предметы из различных материалов (дерево, железо, пластмасса, бумага), лабораторное оборудование (микроскоп, лупы, мерная посуда, магниты, пипетки, фонарики, зеркала, весы с гирями и др.), глобус, специальная детская энциклопедическая литература, пооперационные карты и алгоритмы проведения опытов, альбомы или самодельные книги, в которых дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок. Для центра изобразительной деятельности отводится в игровой комнате хорошо освещенное место. В распоряжении детей находится изобразительный материал (мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и пр.), игрушки и альбомы с образцами народного художественного промысла, дидактические игры, иллюстрации известных художников, детские работы (рисунки, поделки и коллажи). В центре трудовой деятельности расположено оборудование для различных видов труда, инструменты для работы с деревом и для рукоделия, алгоритмы различных трудовых действий, фотографии детей в процессе дежурства, выполнения индивидуальных трудовых поручений и коллективного труда. В центре математики и правильной речи размещаются различные материалы: карточки с изображением печатных букв, таблицы слогов и слов, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусы. Оборудование для предпосылок обучения грамоте и развития мелкой моторики. В старших и подготовительных группах здесь же размещаются материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Оснащение центра «Познаю Красноярский край» представляет собой игрушки, открытки, сувениры, репродукции картин, коллекции, макеты, поделки, костюмы, предметы быта, народные музыкальные инструменты, печатные издания (газеты и журналы, карты, учебные пособия, справочная литература, детская художественная литература), фотографии и фотоальбомы, аудиозаписи и видеоматериалы и др. В группу вносятся и размещаются в данном центре герб и флаг Шушенского райрна, герб и флаг Красноярского края, газеты с фотографиями и рассказами детей о путешествиях по достопримечательным местам Шушенского района и Красноярского края. На карте Красноярского края отмечается местоположение села Казанцево, а на карте села - место нахождения Организации. В центре двигательной активности размещается оборудование, в т.ч. нестандартное, для основных видов движений, спортивных игр, атрибуты к подвижным играм, картотека дыхательных и звуковых упражнений, комплексов бодрящей гимнастики после сна, оборудование для проведения некоторых видов закаливания. В каждой группе дети совместно с воспитателем подбирают названия и маркеры центров детской активности, разрабатывают, фиксируют и размещают в них правила поведения. Центры активности наполняются в соответствии с комплексно - тематическим планированием образовательного процесса, материалы в них меняются, дополняются, заменяются по мере изучения темы, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых и детей. Подобная организация развивающей предметно пространственной среды побуждает воспитанников к самостоятельной деятельности, позволяет им выбирать вид деятельности, материалы и способ действий на основе собственных потребностей, объединяться подгруппами в 35 человек по общим интересам, чередовать интересные для себя занятия в течение дня. Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах. Разновозрастная группа младшего возраста. Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребёнка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, в связи с чем необходимо спланировать расстановку оборудования еще до открытия группы для приёма зачисленных в Организацию детей. Маленькие дети - это в первую очередь «деятели». Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Пребывание ребёнка в Организации осуществляется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности. В совместной деятельности с ребёнком воспитатель помогает освоить новые способы и приёмы действий, демонстрирует образец поведения и отношения. С учётом этого пространственно обстановка организуется для одновременной деятельности 2-3 детей и взрослого. У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения ещё плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увёртливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными. Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы подбираются чистых цветов, четкой несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные свойства. Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок, — нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. В группе для четырехлетних детей используются игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребёнка, расширения творческих возможностей игры. Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование. Необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы подбираются внешне привлекательные, яркие, и довольно часто их надо менять (не реже одного раза в неделю). Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребёнка, это способствует развитию его активности, самостоятельности. Для того чтобы сюжетная игра была разнообразной по своему содержанию, необходимо иметь сюжетные игрушки, различные атрибуты, которые помогали бы ребёнку отразить свои впечатления. В распоряжении ребёнка этого возраста должны находиться разнообразные игрушки, каждая из которых выполняет определенную функцию. Так, развитию движения малыша способствуют игры с тележкой, обручем, мячом, а для развития мелких движений пальцев рук нужны пирамидки, разнообразные игрушки, мозаика, лото. Для развития самостоятельной игры детей большое значение имеет подбор сюжетнообразных игрушек. 1. Куклы с нарисованными глазами, со сгибающимися руками и ногами, с пальчиками на руках. Размер от 7-10 до 25-35 см (размер куклы диктуется удобством для руки ребёнка). Желательно иметь несколько кукол с тканевым туловищем и конечностями. 2. Маленькие (около 10 см) куклы, изображающие разных людей (дедушку, доктора и др.), - направлены на развитие социальных представлений ребёнка. 3. Набор посуды в соответствии с размером куклы, диаметром до 5-7 см, включающий 2-3 чашки с блюдцами, тарелки, ложки, кастрюлю, чайник, сковороду. 4. Мебель разных размеров, в т. ч. и настольная (высотой до 15 см): стол, стулья, кровати, диван, ширма; кухонная мебель и оборудование: плита, мойка, холодильник; гладильная доска, утюжки, ванночка, телефон, телевизор со сменяющимися картинками, зеркало. Для настольной мебели необходимы коробки-комнаты. 5. Игрушка-животное должна задавать в своем облике обобщенные и наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребёнка узнаваемым (мишка, киска, зайчик и пр.) 6. Предметы-заместители из разных материалов, в том числе и из природного (каштаны, шишки, ракушки, солома), деревянные и пластмассовые кружочки (диаметром около 5 см), легкие бруски и дощечки, кубики. 7. Коляски, тележки, машины (с открывающейся дверью, для которой легко построить дорожку, гараж и др.). 8. Конструктивный материал для постройки дорожек, башенок из 2-4 кубиков, заборчика, скамейки, домика. В игровом уголке необходимо разместить несколько кроваток (3-4 шт), отделенных друг от друга полочкой, на которой лежат постельные принадлежности (ребёнок выбирает их по своему усмотрению), столик, около которого несколько стульев, плита и полочка с посудой. Величина предметов разная: соразмерная росту ребенка и росту куклы. Желательно, чтобы куклы и другие игрушки располагались на отдельной скамеечке (диванчике или полочке), а подходы к кроваткам и мебели были свободными. В распоряжении малышей должны быть наборы предметно-тематических игрушек, которые помогли бы им отобразить доступные трудовые действия и бытовые ситуации: наборы крупногабаритной, соразмерной росту ребёнка, комнатной и кухонной мебели, бытовых приборов; наборы различных видов посуды; предметы домашнего обихода. Для сюжетной игры ребёнку нужны «ключевые» игрушки и атрибуты. Например, белый медицинский халат и фонендоскоп для игры в доктора. Активному творческому проявлению ребёнка в сюжетной игре будет способствовать оснащение уголка ряжения. В нем располагают юбки, блузки, накидки, пелеринки, шали, кепки, шапки, шляпки, косынки; бусы, веночки, сумочки и т.д. С трех лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи. Образные игрушки для сюжетных игр становятся более реалистичными. Образная игрушка для детей младшего дошкольного возраста должна быть мягкой, теплой, приятной на ощупь. Необходимо, чтобы её величина была соразмерна размеру детской руки, соответствовала особенностям развития моторики ребёнка этого возраста. В играх детей этого возраста преобладают семейные отношения, поэтому им нужны куклы, которые могут «подыгрывать» ребенку, быть подвластны ему. Как и в раннем возрасте, это куклы, имитирующие ребёнка-грудничка (пупсы), и куклы - «ровесницы» ребенка. Образная игрушка должна вызывать у ребёнка многообразные чувства. Поэтому для детей раннего и младшего дошкольного возраста важны пупсы-голыши, которые вызывают желание приласкать, пожалеть, запеленать. Интересны ребёнку и игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач, с которыми ребёнок может разыгрывать соответствующие сюжетные события. Вместе с тем ребенку важны также условные игрушки, которые будят фантазию, мотивируют к их вариативному использованию. Игрушки для малышей должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. Например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать. Все остальное (вид автомобиля, назначение) для ребёнка пока незначимо. В группе для четырехлетних детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машину скорой помощи, грузовую, легковую машины, куклудоктора и т.п.). ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры. Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование. Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнообразные большие коробки, покрашенные или оклеенные бумагой в разные цвета, - материал бесконечной привлекательности для ребёнка, предоставляющий малышам возможность изменять и выстраивать пространство для себя. Для сюжетно-ролевых игр («Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Доктор» и т.д.) важны не только образные игрушки, но и комплект игровых материалов, включающий стационарное и мобильное игровое оборудование для обозначения места игрового действия, в том числе предметы многофункционального назначения (ширмы, модули, кубы) и элементы оформления (картинка на съемных панно). Эти пособия дополняются сменными атрибутами двух видов - обозначающими орудия действия и роль. Детям необходимы предметызаместители, емкости (сундучок, коробка), в которых хранятся многофункциональные предметы, разнообразно используемые в игре (катушки, ленты, колечки, веревки, детали, фигуры и др.). В групповом помещении эти материалы располагаются в виде игровых тематических комплексов. Сюжетообразующие наборы становятся более мобильными и вариативными. Много возможностей развития детей заложено в игре- экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования это оборудование можно приобрести или сделать своими руками. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Должны быть также мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с элементами моделирования и замещения. Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе позволяют организовать игру по-разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу. Ребёнок младшего возраста начинает проявлять все более активный интерес к рисованию. Для накопления опыта изобразительной деятельности лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Обои закрепляются на стене, покрытой пленкой, или на столе и перематываются по мере использования. Любят малыши рисовать ладошками, для такого рисования лучше использовать гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски. Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. А уголок ряженья позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Средняя группа. В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. Средний дошкольный возраст — время расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети 5-го года жизни, как и младшие дошкольники, любят многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре и вносить к ней атрибуты. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. В этом случае необходимо внести атрибуты для разворачивания новых сюжетов. Сюжеты в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребёнка опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, праздники, моряки, цирк, путешествие на дачу... Развитие игровой деятельности детей требует тщательного подбора игрушек и материалов. Здесь важно отказаться от принципа «чем больше — тем лучше». Большое количество атрибутов приводит к тому, что дети не столько играют, сколько манипулируют с предметами. Например, игра в больницу часто начинается и заканчивается тем, что доктор раскладывает и рассматривает инструменты, манипулирует с ними, а развитие сюжета происходит в этом случае только в рамках предметных действий. Дети очень мало вступают в игровое общение. Это обусловлено тем, что действовать с предметом и при этом общаться и фантазировать, придумывая сюжет, дети не могут в силу психологических особенностей. Следовательно, организация каждой сюжетно-ролевой игры требует подбора ключевых игрушек и атрибутов. Например, основное для игры в больницу — это белые халатики для врача и медсестры, фонендоскоп, шприцы, градусники. Все остальное выбирается из предметов-заместителей по ходу игры (например, платочки из уголка для ряженья на время могут стать «перевязочным материалом», бумага и карандаши из уголка для рисования — материалом для выписки рецептов и т. д.). В этом случае параллельно развитию сюжета происходит еще один увлекательный процесс — игра в превращение разных предметов в атрибуты, необходимые для игры. Минимизация атрибутики для сюжетно-ролевых игр имеет и еще одно преимущество — игровой уголок всегда будет выглядеть опрятно, в нем не будет места грязным кусочкам бинтов и ваты, исписанным бумажкам-рецептам. В сюжетно-ролевой игре многие реальные предметы легко могут быть заменены воображаемыми. Например, игровое действие «Помазать ваткой перед уколом» может быть действием, совершаемым без предмета и озвученным («Как будто уже помазали»), то есть изобразительным игровым действием. Обучение детей таким игровым действиям способствует постепенному сокращению предметных действий, их сворачиванию и переходу в речевой план. Тем самым создаются условия для более интенсивного развития сюжетной линии игры, так как ребёнок начинает обращать внимание на придумывание новых событий, а не просто выполнение «профессиональных» действий. Организация предметно-игровой среды может быть привязана к конкретной игровой теме весьма условно. Например, столик, рядом с которым висит зеркало, целесообразно использовать для игры в парикмахерскую, но при этом лучше, чтобы игровые атрибуты хранились не непосредственно в игровом уголке, а на полочке неподалеку. В этом случае игровое пространство становится универсальным, дети могут разворачивать сюжетно-ролевые игры, отталкиваясь от своих замыслов, а не от диктата предметно-игровой среды группы. Дошкольники начинают сами создавать предметно-игровую ситуацию для реализации своего замысла, используя готовые игрушки, предметы- заместители, воображаемые предметы. Игрушки становятся, с одной стороны, все более реалистическими, детализированными, более разнообразными по тематической направленности. С другой стороны, усиливается условность игрушек по размеру: они соразмерны средним и мелким игрушкам-персонажам, по отношению к которым осуществляются игровые действия. Увеличивается доля игрушек- трансформеров, сборноразборных игрушек. Для игрушек, с которыми играют дети среднего дошкольного возраста, важна эмоциональная выразительность. Выражение «лица» зверюшки может быть удивленным, любопытным, веселым, грустным, озорным и т. д. Наличие у образной игрушки разных эмоций пробуждает у ребёнка фантазию, вызывает желание играть с такой игрушкой определенным образом, включать её в воображаемый мир. В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола и «профессий» и мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.), лучше не очень крупных размеров — чуть больше ладони взрослого; наборы мебели (крупной и для игр на стопе), посуды, одежды; разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр. Все это найдет применение в игре, будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества. Важно привлекать к оформлению игровых мест самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора и пр. Замечено, что средние дошкольники, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. Часто возникают конфликты, если не участвующие в игре дети пытаются игнорировать установленное играющими пространство или просто занять часть игровой территории. Чтобы избежать этого, можно использовать легкие раскладные ширмы (1—2 на группу), цветные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики. Обозначив игровые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появляются новые замыслы. Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок, валиков, подушек и пр.): дети очень любят сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его. Подойдут для этой цели и каркасы с набором полотнищ тканей разного цвета, ширмы. Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняется форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы («Город», «Поезд» и др.). Время от времени фотографируйте постройки и создавайте фотоальбомы, чтобы показать детям значимость их достижений. Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» - место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты, шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами можно нюхать. В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл из 12 - 24 частей), игры на счет. Примерно 15% игр предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше. Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Требования к нему примерно те же, что и для младшего возраста, но набор материалов шире, и представлены они постоянно. Также надо показать детям способы фиксации процесса и результата экспериментов, внести бумагу и ручку для самостоятельных зарисовок. Это будет способствовать развитию исследовательских умений, планирования, целеполагания. В среднем дошкольном возрасте проявляется высокий интерес к языку, речи. По возможности, надо приобрести в группу технические средства (проектор, фильмоскоп, диктофон, магнитофон). Также большое место уделяется книгам: должны быть представлены не только художественные книги, но и познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради. Воспитатели записывают творческие рассказы детей в альбомы, дети могут иллюстрировать их рисунками. Старший дошкольный возраст. При переходе ребёнка в старшую и, в особенности, в подготовительную группу, начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей Организации. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребёнок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с многообразными жанрами живописи и другими видами искусства. Пространство группы желательно «разбить» на небольшие полузамкнутые микро пространства (в которых могут находиться одновременно 3-6 человек), поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях. Игра старшего дошкольника постепенно освобождается от ситуационной связанности внешней обстановкой; действия ребёнка начинают в большей мере зависеть от замысла, которым он мотивирует преобразование предметноигровой среды. Старшие дошкольники становятся менее зависимыми от игрушек и игрового материала, специально созданного для обслуживания игры. Игровые замыслы детей 5-7 лет разнообразны, отсюда игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу крупным или мелким универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. Дети начинают сооружать пространство для игры из любых подсобных материалов (диванных подушек, перевернутых стульев, стола с накинутым отрезом ткани и пр.). Универсальные игровые материалы располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок- персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населён», по желанию играющих). У детей проявляется стремление как к реалистичности игрушек, так и к их условности, что обеспечивает разнообразие игровых тем и активность воображения. Полные сюжетообразующие наборы - макеты типа «ЛЕГО» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть представлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развертыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые «населяются» и достраиваются по собственным замыслам детей. Костюмы для использования в сюжетных играх становятся все более универсальными. Поэтому целесообразно выделить кронштейн, на котором можно расположить разнообразные наряды: халатики для игр «Больница» и «Парикмахерская», элементы одежды, связанные с различными профессиями (космонавты, моряки, водолазы и др.), сказочными персонажами. Сами костюмы и их элементы не должны иметь жесткой привязанности к конкретным сюжетам. Важно иметь набор атрибутов для использования в разнообразных играх: географические карты, мобильные телефоны, наушники, диски, клавиатуру для компьютера, пульт, фен, миксер, игрушечную микроволновую печь, бинокли, микрофоны и др. Можно поставить в группе коробку с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и других материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Кроме того, желательно включить альбомы, книгисамоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие инструменты. Важно поддерживать инициативу ребенка в изготовлении атрибутов для игр, предлагать дополнять игровые материалы новыми, самостоятельно изготовленными игрушками. В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и игрушек лучше небольшой — для игр на столе. Допустимо и крупное напольное оборудование, если дети активно и длительно играют. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель. В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»). Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого. Важная задача — развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, конце слова. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности размещается 5-6 рамок (картонных или деревянных) и множество вырезанных из старых журналов картинок. Пусть ребенок покопается в кипе, выберет несколько разных картинок и разложит их в рамки в определенной последовательности, придумает и расскажет сюжет по этим картинкам. Изобразительная деятельность — одна из самых любимых для старших дошкольников. Кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), необходимо включить схемы-способы создания образов с помощью разнообразных техник. Желательно иметь пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок. Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ. Можно крепить детские работы не только на стенках, но и подвешивать с помощью нитей к потолку, заполняя работами воздушное пространство группы. Организация самостоятельной повседневной трудовой деятельности диктует необходимость создания творческих мастерских, позволяющих детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и др. материалами. При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например, микроскоп. Если позволяют условия в Организации, желательно для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств. А в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспериментирования с материалами, шарами, подвесами, водой, природными материалами. Важная роль в развитии ребёнка отводится конструктивной деятельности. Для этого в среду группы помещают конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов необходимо включить в среду группы разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций. Наряду с художественной литературой в книжном центе должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Желательно книги расставить в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т.п.). У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Целесообразно выделить учебный сектор, чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса: поставить столы рядами, повесить школьную доску. В будущем это в определенной степени поможет адаптироваться к учебной среде класса. Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого успехи ребенка важно фиксировать рисунками или пиктограммами. Умение планировать очень пригодится ребёнку и в школе, и в жизни. План фиксируется разными способами (записывается воспитателем, обозначается знаками, картинками). Для этого в группе надо иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом. Это легко сделать с помощью скотча, или закрепив на стене кусок белых обоев (на которых и вести записи), по мере необходимости обои прокручивать до чистого места. Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Для этого можно внести в группу зеркала, краски для грима, парички из ниток, старых колготок, детали одежды взрослых людей. Например, такие как шляпа, галстук, длинная пышная юбка, солнечные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка. Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. Изготавливаются газеты о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. На карте страны отмечается город, а на карте города - место нахождения Организации, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. Можно вместе с детьми сделать макеты. В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять область социально- нравственных ориентации и чувств детей. В группе отводится место, в котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это («+» — правильно, возможно, «-» так поступать нежелательно). Предлагаются игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например, «Конструктор эмоций». Для него нужна основа (подкладка) и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал лица, брови, глаза, нос, рот. Детали представлены в 4-5 вариантах. Ребёнок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении. Показатели, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды: 1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребёнок выбирает занятие по интересам в центрах детской активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения. 2. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен. 3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. 4. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня. 5. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать группу.