МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЗАНЦЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД (КАЗАНЦЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД) _________________________________________________________________________________ ПРИНЯТО: на Педагогическом совете Казанцевского детского сада УТВЕРЖДАЮ: Заведующий Казанцевским детским садом протокол № _1_ от «31» августа 2023 года ___________ З.И. Казанцева Приказ №_42-од__ «31» августа 2023 года Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ООП – одаренными детьми с. Казанцево, 2023г № п/п Раздел программы Содержание 1 Нормативноправовая документация Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 (статья 13 (п. 1), 27, 29, 31) Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа на период до 2020 года”» Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе “Дети России” от 30 октября 2002 г.» 2 Определение направленности КРР На основании заключения ППК по результатам психологической диагностики или по запросу родителей или законных представителей ребенка Диагностическая деятельность Организационная деятельность Консультационно-просветительская деятельность Развивающая деятельность 3 Цель и задачи КРР Цель: создать оптимальные условия, чтобы выявлять и развивать талантливых и одаренных детей, их самореализацию. Воспитательная цель: воспитать личность, которая обладает коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений. Образовательная цель: расширить единое образовательное пространство детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей. Развивающая цель: развивать способности одаренных детей, включаться в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности. Задачи КРР: выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях детского сада, проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными детьми в детском саду. Интегрировать основное и дополнительное образование, разработать план мероприятий для развития творческой, психомоторной и академической одаренности детей. Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей 4 Алгоритм выявления I этап – диагностика, организация: сентябрь – октябрь и сопровождения Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными одаренных детей воспитанниками в детском саду. Задачи: изучить нормативную базу, по данной проблеме, разработать программы работы с одаренными детьми, разработать структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей. Планируемые мероприятия: провести комплексную психолого- № п/п Раздел программы Содержание педагогическую диагностику индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса; создать творческую группу воспитателей по работе с одаренными детьми; ознакомить воспитателей с передовым опытом в области работы с одаренными детьми; создать систему диагностики развития одаренности детей, систему взаимосвязей творческой группы педагогов дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений. Разработать и скорректировать программы воспитателей по различным видам деятельности, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов. II этап – реализуем программу: ноябрь – апрель Цель: апробируем систему работы с одаренными детьми. Задачи: разработать методические рекомендации по работе с одаренными детьми, основы научного исследования, материалы для различных мероприятий: тематические недели, декады, праздники. Сформировать методическую библиотеку детского сада по работе с одаренными детьми, повысить квалификацию педагогов в области работы с одаренными детьми. Мероприятия: организовать деятельность социально-психологической службы по работе с одаренными детьми. Внедрить педагогические технологии развития детской одаренности. Выпустить информационные бюллетени, методические рекомендации, памятки по работе с одаренными детьми. Пополнить и обновить банк данных «Одаренные дети детского сада», банк данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик. Психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей. Методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов. Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий. III этап – итогово-аналитический: май – август Цель: коррекция системы работы с одаренными детьми. Задачи: анализ итогов реализации программы, преемственность в воспитании и развитии одаренных детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду. Скорректировать затруднения педагогов в реализации программы. Обобщить и презентовать результаты работы детского сада в реализации программы по одаренным детям. Мероприятия: обобщить результаты предыдущего этапа. Скорректировать проект и уточнить программу. Апробировать изменения в проекте. Распространять позитивный опыт, публикации в периодических изданиях. Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей. Мониторинг личных достижений воспитанников. Анализ деятельности воспитателей по организации работы с одаренными детьми. Создать систему работы с одаренными детьми в условиях детского сада. Определить проблемы, которые возникли в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана программы дальнейшей работы в этом направлении. Результаты: Система выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 2 до 7 лет. № п/п Раздел программы Содержание Воспитательная среда для успешности каждого ребенка через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья. Увеличить количество воспитанников с высокими достижениями в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня. Материально-техническая база детского сада для работы с одаренными детьми. Пропагандировать и распространять психолого-педагогический опыт работы с одаренными детьми 5 Анкеты, тесты, опросники для работы с одаренными детьми и их семьями Диагностические методики для детей: Психолого-педагогическое наблюдение Интеллектуальная шкала СтенфордБине для детей от 2 лет «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена для детей от 5 лет Невербальный тест Р. Кеттелла для детей от 4 лет Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6– 7) И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой для детей 6–7 лет Вербальный тест Дж. Гилфорда в адаптации Е.Е. Туник Фигурный (изобразительный) тест П. Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумаковой. Субтесты «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Повторяющиеся фигуры» Фигурный тест П. Торренса в адаптации Е.Е. Туник с рекомендацией использования для детей от 5 лет Тест «Круги» – на выявление творческих способностей Тест «Домик» – на зрительно-моторную координацию Диагностические методики для родителей (законных представителей) и воспитателей Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А.И. Савенкова Методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.А. Лосева Нормативная шкала диагностики одаренности, разработанная И.Г. Холлом, Н. Скиннером специально для родителей. Охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет Опросник экспертной оценки одаренности Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн Вести карту одаренного ребенка 6 Примерный перспективный план мероприятий психологопедагогического сопровождения талантливых детей № п/п Мероприятие Сроки Ответственные проведения 1 Подбор и апробация пакета диагностических методик Август, сентябрь Воспитатели, педагог-психолог 2 Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников Сентябрь Воспитатели, специалисты детского сада 3 Консультирование педагогов и родителей Сентябрь Воспитатели, педагог-психолог 4 Выступление на родительском Октябрь, Педагог-психолог, № п/п Раздел программы Содержание собрании по теме: «Развитие апрель творческих способностей Вашего ребенка»! воспитатели 5 Групповая консультация Ноябрь педагогов по теме «Роль педагога дошкольного образования в создании условий и развивающей среды для одаренных детей» Педагог-психолог, воспитатели 6 Подготовить материал для Уголка психолога по теме: «Что делать, если у вас одаренный ребенок?» Педагог-психолог 7 Групповая консультация Январь педагогов по теме «Как общаться с родителями одаренных детей?» Педагог-психолог 8 Отслеживание эмоционального настроя детей на занятиях Февраль Воспитатели, специалисты, педагог-психолог 9 Проведение внутри детского сада Ноябрь, конкурсов детского апрель художественного творчества, турниров шахматистов или шашечников, КВН, викторин, интеллектуальных шоу познавательной и умственной направленности, постановок театрализованных представлений, спортивных мероприятий Участие в районных, республиканских, российских и международных конкурсах: турнир способностей «Лучше всех» Всероссийская олимпиада для дошкольников «Мастер оригами» «Мой уникальный робот» «Гербарий» «Я бы в космос полетел» «Безопасная дорога» «Знатоки флоры и фауны» «Дошкольная пора» «Мечтай, исследуй, размышляй» Воспитатели, специалисты, педагог-психолог Декабрь № п/п Раздел программы Содержание 10 Мониторинг эффективности работы Март Воспитатели, педагог-психолог 7 Комплекс мер по психологопедагогическому сопровождению родителей (законных представителей) Индивидуальные и групповые консультации, занятия с элементами тренинга Анкетирование Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, в совместной работе с детьми: конкурсах, выставках, праздниках Семинары-практикумы Лектории Клуб Памятки, буклеты 8 Методическое сопровождение Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. – Волгоград: Учитель, 2012 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2011 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Мозаика, 2010 Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2012 Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 2013 Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М.: Просвещение, 2012